Из истории великой цивилизации

Обсуждение разнообразных вопросов, не подходящих по тематике в другие разделы.
Ответить
Сообщение
Автор
BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7581 раз
Связаться:

№ 0 Сообщение BadBlock » 08 май 2010 04:00

Здесь я буду постить попавшиеся заметки про историю науки, техники, промышленности в СССР.

===========

Спутниковое телевидение в СССР.

Не только в создании орбитальных станций и боевых космических систем был лидером Советский Союз. Ему принадлежит первенство во многих областях применения космической техники в мирных целях. Одной из таких областей является спутниковое телевидение. Ведь мало кто знает, что именно в СССР была создана первая в мире система непосредственного спутникового телевизионного вещания. Поэтому стоит рассказать о развитии этой области космической техники в нашей стране.

В 1945 году молодой, в то время еще никому не известный английский инженер, которого звали Артур Кларк, в своей статье, названной «Внеземная ретрансляция», опубликованной в журнале "Wireless World" за номером 57, посвященной перспективам развития связи, высказал мысль о возможности создания в перспективе глобальной сети телевидения с использованием в качестве ретрансляторов трех находящихся на геостационарной орбите, на высоте 36 тысяч километров, искусственных спутников Земли. В то время такая перспектива казалась делом далекого будущего, поэтому статья так и осталась незамеченной широкой публикой.

Однако всего через 20 лет спутниковые телевизионные системы стали частью повседневной жизни людей. История создания таких систем в СССР и является темой данной статьи.

Первой системой спутникового телевизионного вещания в СССР стала созданная в середине 60-х годов система «Орбита». Ее основу составили спутники серии «Молния». Первый такой спутник «Молния-1» был запущен 23 апреля 1965 года. Его орбита была сильно вытянута, с апогеем почти 40 тысяч километров при перигее всего 500 км. Наклон плоскости орбиты составлял 64.4 градуса. При этом продолжительность телевизионного вещания была около 10 часов, поэтому для круглосуточной передачи требовалось 3 спутника. Передатчик мощностью 40 Вт транслировал на территорию Союза и социалистических стран Восточной Европы первую программу Центрального телевидения. Диапазон передачи находился в пределах 800-1000 МГц.


Изображение
Схема работы спутника «Молния-1».

Следует отметить, что система спутникового вещания СССР начала работать практически одновременно с аналогичной американской системой Intelsat, первый спутник которой был запущен всего полмесяца раньше – 6 апреля того же года. Он так же был способен транслировать лишь одну телевизионную передачу или же 240 телефонных каналов. Стоимость телевизионного вещания этой системы была очень высока. Так, к примеру, при трансляции передачи из Нью-Йорка на Париж первые 10 минут стоили 13 070 долларов (того времени). После этого стоимость каждой следующей минуты составляла 240 долларов.

В дальнейшем система спутники «Молния» совершенствовались. В 1971 году была запущена «Молния-2». Она уже работала на частотах 4-6 ГГц. Поэтому все наземное оборудование станций Орбита было заменено на новое, более совершенное. А в 1974 году начала работать система «Молния-3».

Изображение
Спутник «Молния».

Сеть «Орбита» быстро развивалась, обеспечивая телевизионное вещание на большей части территории СССР. Всего через два года, в 1967 году стране было построено уже 20 наземных станций. К началу 70-х годов насчитывалось около 70 наземных станций, охватывающих вещанием 80% населения страны. А к началу 80-х годов таких станций было уже 90.

Сеть вещания «Орбита» стала основой для созданной 9 странами СЭВ в 1971 году международной организации Интерспутник. Ее целью стало создание и эксплуатация сетей спутниковой связи членов данной организации.

Во второй половине 70-х годов параллельно с системой «Орбита» начала развиваться новая система спутникового вещания «Москва». Ее орбитальную часть составили геостационарные спутники серии "Горизонт". Впоследствии эта система должна была заменить собой "Орбиту". В ней предусматривалась передача на наземную антенну диаметром всего 2.5 метра при весе около 400 кг. Кроме телевизионных программ, по системе «Москва» передавались и радиовещательные программы.

Система «Москва» позволяла принимать телевизионные программы не только в СССР, но и за его пределами, в странах Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии и т.д. Всего было развернуто около 10 тысяч наземных приемников этой системы.

Изображение
Спутник «Горизонт».

Однако из-за низкой плотности населения в Сибири и на Дальнем Востоке создание сплошной сети вещания в тех районах было нерентабельно. Для этого требовалась новая, более дешевая система телевизионного вещания.

И такая система была создана. Ею стала первая в мире система непосредственного телевизионного вещания «Экран».

Следует уточнить, что «Экран» не был системой индивидуального приема. Здесь передачи со спутника поступали на маломощные приемники-ретрансляторы, которые осуществляли трансляцию на населенный пункт. Однако, благодаря небольшим размерам приемных антенн и оборудования, «Экран» стал весьма недорогой системой, доступной в небольших населенных пунктах, поселках и деревнях. Что в общем-то является оптимальным решением данной проблемы.

Отличием это системы стало то, что спутники, входящие ее в орбитальную составляющую, выводились на геостационарную орбиту. Возможность создания антенного оборудования и приемников небольших размеров давал мощный передатчик, имевший на выходе 200 Вт.

Первый спутник системы «Экран» был запущен на геостационарную орбиту 26 октября 1976 года. Чуть позже началось производство станций коллективного приема Экран-КР-10, Экран-КР-1. Мощность передатчиков ретрансляторов составляла соответственно 10 и 1 Вт, а радиус действия – соответственно 6-7 км и 2-2.5 км. Это давало гибкость в установке такой системы, ведь площадь ретрансляции могла значительно отличаться в разных случаях.

Кроме этого существовала и простая приемная станция Экран, рассчитанная на работу в распределительной сети кабельного телевидения с количеством абонентов до 8. Фактически первый индивидуальный приемник спутникового телевидения.

Надо отметить, что первое время в работе «Экрана» были проблемы. Из-за того, что запуск двух спутников оказался неудачным, система не сразу заработала на полную мощность. Однако, вскоре проблемы были решены и развитие пошло полным ходом. К концу 1987 года количество приемных станций системы «Экран» достигло 4700. Зона охвата достигала 9 млн. квадратных километров. Это позволило практически полностью решить вопрос с доступностью телевизионного вещания в СССР.

Кстати, развертывание американской системы Intelsat также не обошлось без аварий и потерь спутников. Так, из 8 спутников серии Intelsat-3, лишь 5 были успешно выведены на орбиту.

Изображение
Спутник системы «Экран».

27 декабря 1987 года был запущен первый спутник нового поколения «Экран-М». Он имел уже два ретранслятора на две телевизионные программы. Для него также были разработаны новые солнечные батареи, система терморегулирования и управления. До начала 90-х годов было установлено около 10 тысяч наземных ретрансляторов системы «Экран-М». Приемные станции появились на кораблях, работающих по трассе Северного морского пути.

Изображение
Почтовая марка СССР, посвященная системе «Экран».

А в конце 80-х годов началась разработка новой системы непосредственного телевизионного вещания (НТВ), для работы в принятом в 1977 году Международном Союзом Электросвязи международном частотном плане НТВ-12 (в диапазоне 12 ГГц). Ее основой должны были стать спутники ГАЛС. Они обеспечивали ретрансляцию уже 3 каналов с возможностью последующего расширения до 4. Эта была первая отечественная система цифрового телевидения, приемники которой могли иметь антенну диаметром не более 1 метра. Она должна была начать работу в первой половине 90-х годов.

Изображение
Спутник ГАЛС-1.

Однако, «благодаря» известным событиям введение в строй этой системы задержалось и состоялось лишь в 1996 году. А с 1997 года оно стало платным. Так распорядились новые владельцы НТВ, принадлежащие к «эффективным менеджерам».

Так что к началу 90-х годов, когда благодаря значительному усовершенствованию и удешевлению элементной базы в мире начался бум спутникового телевидения, в нашей стране уже были все возможности для капитальной модернизации существующих систем спутникового телевидения или при необходимости создания новых. В том числе и для непосредственного вещания на индивидуальные телевизионные приемники.

И никакого серьезного отставания в этой области у нас не было. Что лишний раз опровергает тезис о технической отсталости СССР.

А в заключении расскажу один эпизод.

Произошло это где-то в середине 90-х годов. Тогда на немецком телевидении шла передача с участием Лучшего Друга Немцев (погоняло Меченый) и министра иностранных дел Германии (вроде Ёшка Фишер). Речь шла о причинах начала перестройки в СССР.

Сперва выступал Друг Немцев. Как обычно, он понес о развале экономики, технической отсталости и т.п.

Когда очередь дошла до немца, тот задал всего один вопрос:

«Господин Горбачев, вы назвали отсталой страну, которая создала станцию МИР?»

От этой фразы Друг Немцев буквально поперхнулся и несколько секунд не мог произнести ни слова. Затем он что-то понес о новом мЫшлении, но это уже к делу не относится.

Думаю, вы умнее Друга и прекрасно поняли, что хотел сказать этим действительно неглупый немец.

http://grey-croco.livejournal.com/558449.html

Незнайка
Аватара пользователя
Связаться:

№ 1 Сообщение Незнайка » 13 май 2010 17:48

Была ли в СССР мобильная связь?

Такой вопрос может показаться странным для многих, особенно из поколения, для которого мобильная связь прочно ассоциируется с пластмассовой коробочкой с большим цветным экраном, кучей кнопок и такими модными словечками, как GPRS, WAP, 3G. Откуда в Проклятом Совке (с) могла взяться мобильная связь?

Ну, во-первых, а что вообще такое мобильная связь? Какое определение этого термина?

Мобильная связь – это радиосвязь между абонентами, местоположение одного или нескольких из которых меняется.

Мобильная связь бывает сотовой, транкинговой, спутниковой плюс системы персонального радиовызова и зоновые СМРС (фиксированный канал через ретранслятор).

Другими словами, сотовая связь (хотя этот термин, наверное, тоже знаком отнюдь не всем пользователям этого самого вида связи) это всего лишь разновидность более широкого понятия – мобильная связь. Тем более, что появилась она гораздо позже, чем первые системы мобильной радиосвязи вообще.

В мире первые системы мобильной связи появились еще после Первой мировой. Так в 1921 году в США начали использоваться первые радиофицированные полицейские автомобили. Но мобильная связь того времени практически полностью использовалась в узкоспецифических формах, прежде всего военных, полицейских и всякого рода специализированных служб. Выходов на телефонные сети общего пользования они не имели, автоматическими не были поэтому этот период можно пропустить.

Первые системы мобильной связи для рядового потребителя начали появляться после Второй мировой войны. Однако это были тоже довольно-таки ограниченные по возможностям системы. Связь была односторонней (симплексной), то-есть по образу военных радиостанций – нажал тангенту – говоришь, отпустил – слушаешь. Да и выбор свободного радиоканала с последующим подключением к наземной телефонной сети был полностью ручным. Наличие диспетчерской с телефонными барышнями и ручным коммутатором было непременным атрибутом таких систем.

Те, кто помнит французский фильм 60-х годов "Разиня" могут вспомнить эпизод, когда герой Луи де Фюнеса говорил по такому вот "мобильному телефону" из своей машины. "Алло, барышня, дайте Смольный!".

Отсюда следует простой вывод. Процесс звонка с мобильного телефона должен быть неотличим от звонка с телефона обычного. Именно это и будет критерием мобильной сети связи широкого использования.

Так вот, первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.

"Алтай". Первая в мире.

Работа над системой автоматической мобильной связи, названной "Алтай", началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими "Алтая" работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.

"Алтай" должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой "Алтай" или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.

Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы "Алтай", настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у "Алтая" была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

Изображение
"Алтай". Телефон 60-х.

Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в "ЗИЛах" и "Чайках" верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и "Волги" директоров важнейших предприятий.

"Алтай" конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.

Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году "Алтай" был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!

Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.

"In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were "waiting lists" of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service."

Перевожу:

В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали "списки ожидания", до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.

Очереди! Списки! Номерки! Вот он, Проклятый Совок (с)!!!

Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.

По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.

Изображение
Телефон системы IMTS.

И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.

Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.

В 1970-е годы система "Алтай" активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 "ствола" по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц - т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).

К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза.

Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция "Алтая" переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы "Алтай-3М" использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через "Алтай". Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

Изображение
"Алтай 3М". Конец 70-х - 80-е годы.

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения "Алтая". Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.

Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч.

Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности.

ВОЛЕМОТ, который пришел слишком поздно.

В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название "Волемот" (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.

Эта функция, известная ныне как "хэндовер" и позволяющая весть разговоры в движении без всяких проблем, делала "Волемот" полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат "Волемот", зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости "накрывать" связью десятки квадратных километров.

Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, "верным другом" колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) "Волемот" уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.

Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с "Волемота" могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы "государственной безопасности" не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны.

Однако несколько лет для проекта "Волемот" не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.
"Волемот" все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время "процесс уже пошел" и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.

Тем не менее система была запущена в ряде городов в начале 90-х и действует до сих пор, так же как и "Алтай". Сегодня их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до "скорой помощи".

Но несмотря на это, полноценная сотовая связь успела появиться в СССР. Первый оператор – ленинградский "Дельта Телеком" начал свою работу 9 сентября 1991 года, за три с половиной месяца до распада СССР. Это означает, что работы по ее установке начались за полгода-год до этого события, когда последовавшие в декабре в Беловежской пуще события не предсказывали даже аналитики ЦРУ.

Кое-что интересное. Первые сотовые телефоны.

Изображение
Мобильный (вернее – автомобильный!) телефон начала 80-х фирмы Nokia - Mobira Senator. Вес аппарата – 15 килограмм.

Изображение
Mobira Talkman – телефон второй половины 80-х – начала 90-х. Его вес уже всего 3 кг.

Изображение
Первый сотовый телефон копании Motorola - DynaTAC 8000X, выпущенный в продажу 6 марта 1983 года. Его разработка стоила около 100 миллионов долларов (того времени!).

Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33х4.4х8.9 см. Заряда аккумуляторов хватало на 1 час разговора или 8 часов в режиме ожидания. Он имел память на 30 номеров и ОДНУ мелодию.

Стоил этот телефон 3995 долларов. На рынке сотовой связи продержался 10 лет.

В сети первой в США коммерческой сотовой связи компании "Ameritech Mobile" абонплата составляла 50 долларов плюс одна минута разговора обходилась пользователям от 24 до 40 центов (в зависимости от времени звонка). Через год после запуска в ее сети насчитывалось 12 тысяч абонентов

источник тот же

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7581 раз
Связаться:

№ 2 Сообщение BadBlock » 13 май 2010 18:54

1: Незнайка:

Ишь ты!

Кстати, 16 каналов это до фига на самом деле, с учётом загрузки (которая в эрлангах).

В Сарове станция AMPS, обслуживавшая 2000 номеров на 67ххх и 68ххх (абонентов, конечно, было меньше, но больше тысячи), имела 15 каналов, и не хватало их только изредка в какие-то особенные часы пик.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7581 раз
Связаться:

№ 3 Сообщение BadBlock » 25 мар 2013 06:15

Футуристическая архитектура в СССР

http://sniper-rkka.livejournal.com/247539.html

Например:

Изображение

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7581 раз
Связаться:

№ 4 Сообщение BadBlock » 16 авг 2018 09:21

ЗИЛ роняет Запад: как в СССР построили технологическое чудо света

В 2014 году Amazon представил новый автоматизированный склад: на огромных пространствах трудятся роботы, пока человек следит за машиной. Amazon утонул в восхищениях технократов, но мало кто знает, что подвиг онлайн-гипермаркета предвосхитили 40 лет назад. Причём в Советском Союзе! Автоматический склад ЗИЛ занимал 11 тысяч квадратных метров, отправлял тонны грузов в день, а управлялся роботами и электроникой 80-х. Мы вспомнили, как на крупнейшем Заводе имени Лихачёва удалось построить свой Amazon, Apple и Xiaomi в одном лице.

Город в городе

Уже в начале 1980-х ЗИЛ поражал инфраструктурой и масштабами. Мегаполис внутри мегаполиса: рабочие ездили от цеха к цеху на специальных автобусах, а движение регулировал отдельный отдел ГИБДД. На территории были свои пожарные части, бомбоубежище, медпункты и даже вечерние курсы базового образования.

Изображение

Сейчас Москва поглощает эти сочные территории, переделывая их в жилые комплексы, бизнес-центры и арт-пространства. Частично это хорошо — время не стоит на месте. Но прошлое стирается — в интернете практически нет информации о технологиях на ЗИЛе. Слава о советских достижениях осталась в книгах, да и те рассеяны по библиотекам. Чтобы узнать, как было на самом деле, придётся перелопатить кучу источников. К счастью, мы сделали это за вас.

ЗИЛ был олицетворением советской мощи. В его стенах досрочно сдавали пятилетки, в военные годы выпускали миномёты, снаряды для «Катюши» и автоматы. В мирное время — холодильники, автомобили и, конечно, легендарные грузовики. Поднимать всю летопись завода смысла нет — деталей хватит на многотомную хронику. Мы вспомним только 70-е и 80-е — годы, когда ЗИЛ стал флагманом технологической мысли.

Начало строительства

Под занавес 60-х поставщик грузовиков был в хорошей технической форме: автоматизировали все 107 линий по обработке корпусных деталей. «Завод превратился в крупнейшее предприятие в стране и за рубежом по внедрённым средствам автоматизации», — докладывал в 1969 году главный инженер С. М. Степашкин.

Изображение

Однако в это же время технологическая служба заявила о серьёзных упущениях в организации производства. Громадные складские помещения обслуживали почти 100 тысяч человек, что составляло 20% от общего числа сотрудников. Подавляющее большинство рабочих занимались неэффективным трудом. Штучные грузы перемещали тягачами-«бобиками» на прицепных тележках. Не было специальных ёмкостей для одиночных деталей, поэтому те зачастую хранились навалом где-нибудь в закромах. Всё это выливалось в колоссальные затраты на транспортные и погрузочные работы. Хуже того: задерживались поставки заготовок и деталей, а персонал основного производства терял время. Вскоре руководству надоело терпеть убытки и проволочки, назрело решение: склад пора реформировать.

«По уровню основных техпроцессов наши и зарубежные заводы примерно одинаковы. Основное оборудование — станки, приспособления и режущий инструмент — у нас такое же, как и за рубежом. И всё же производительность труда у нас значительно ниже, чем на передовых зарубежных заводах. В связи с этим сейчас особое внимание следует уделять вопросам организации и механизации вспомогательных процессов, в частности транспортно-складских работ», — говорил А. М. Плахов, главный конструктор по механизации транспортно-складских работ.

Изображение

Инициативный и дерзкий начальник производства Николай Гринчар, сконструировавший уникальный легковой автобус «Юность», взялся за дело. Он провёл ревизию, подсчитав, что годовой оборот грузов на ЗИЛе составил 3,5 млн тонн. Это практически 300 железнодорожных вагонов ежедневно. Тогда Гринчар и его команда придумали систему бесперебойной доставки деталей и Высотный автоматизированный складской цех.


Технологии будущего

Строительство стартовало в 1971 году, когда на пост гендиректора ЗИЛ назначили Павла Бородина. По воспоминаниям очевидцев, он значительно ускорил внедрение новых технологий. В 1978-м Высотный автоматизированный складской цех ввели в эксплуатацию. Девятиэтажное здание заняло площадь в полтора футбольных поля — почти 11 тысяч квадратных метров.

«Ощущение на складе — мечта перфекциониста. Пересечение балок, ферм образуют причудливые геометрические узоры, которые напоминают скринсейверы на компах. Впечатляет, что это реализовано в металле», — рассказал нам блогер МШ, успевший побывать на складе, который сейчас вовсю разбирают.

Изображение
Так выглядит автоматизированный склад в наши дни

Задействовать не только «низ», но и «верх» — решение радикальное для социалистической эпохи. До ЗИЛа склады росли вширь, съедая гектары полезной площади. И это понятно: тянуть 30-килограммовые ящики по длинным лестницам — занятие явно не для людей. Помогли компьютеры и роботы: чтобы сложить две тысячи килограммов было достаточно двух девушек-операторов.

Работала эта махина централизовано, но сложно — чтобы понять принцип её действия, желательно закончить какой-нибудь технический университет. Если вы гуманитарий, то мысленно готовьтесь к паре тяжёлых абзацев — будет нелегко. На первом этапе доставленные на завод детали поступали в специальных поддонах к оператору. Тот забивал в ЭВМ их количество, дату поступления и другие цифры, после чего направлял на первый пункт распределения.

Изображение

Затем система разводила поддоны по массе — сортировала 1000 и 2000 кг и отсылала к следующим операторским будкам. Там ещё раз сверяли данные о грузе с теми, что вбиты в компьютер — чтобы автозапчасти не приехали в цех к холодильникам. После проверки электроника определяла для тары нужный пролёт и ячейку — в её распоряжении было 36 тысяч «корзин». Постоянно уходящих и приходящих, разделённых по назначению и грузоподъёмности, сохраняемых на складе неделями и необходимых уже завтра — 36 тысяч поддонов.

ЭВМ трудилась в паре с основным складским компьютером — тот вёл учёт поступлений и выдавал поддоны либо по заранее составленному алгоритму, записанному на магнитной ленте, либо по команде диспетчера. Единственный недостаток этих супераппаратов — каждый занимал половину комнаты. Зато машины самостоятельно выбирали самый долго находящийся на складе ящик, не давая скапливаться излишкам поддонов, контролировали погрузку-разгрузку, да ещё и определяли оптимальный режим работы штабелёров на этих процессах.

https://youtu.be/nb6mQPvfinU

Автоматические штабелёры перемещали коробки благодаря цифровой регистровой технике — та не позволяла погрузчикам заблудиться. Партии на разгрузке автоматически комплектовались по принципу принадлежности к конкретному цеху. Там их забирали подвесные штабелёры, грузили в автомобили, которые затем ехали на конечную точку.

И всё это — в начале восьмидесятых. Вам плохо? Мы предупреждали.


Плюсы и… плюсы склада

Столь мощное сооружение сказалось и на остальной работе предприятия. Умный склад освободил огромный потенциал человеческих ресурсов, большинство рабочих избавилось от тяжёлого и неэффективного труда. Комплектующие приезжали вовремя — их не надо было ждать или искать по тёмным закоулкам цехов.

Естественно, выросла производительность и снизилась себестоимость продукции. Кроме того, на складах ЗИЛа всегда хранился двухнедельный запас заготовок.

Изображение
Оператор на автоматизированном складе

Ну и, конечно, склад стал настоящей гордостью зиловцев. Хоть большую часть оборудования на нём и произвели в странах Варшавского блока, за свои инновации Гринчар и другие руководители проекта получили госпремию СССР. Однако счастье было недолгим.


Конец «золотого века»

После распада Союза началась приватизация завода. Были и проблемы с инвестированием: в 90-е правительство денег не давало, военные заказы закончились, а рыночный покупатель оказался неплатежеспособным. Продукцию продавали себе в убыток, чтобы реализовать хоть что-то. Впервые на заводе, стойко работавшем даже во время войны, в 1994 году на две недели остановили главный сборочный конвейер. Потом ещё раз. И ещё. В итоге это стало систематической практикой.

К двухтысячным помещения отапливались электрообогревателями, которые сотрудники принесли из дома. Никто уже и не думал запускать титанические мощности ЗИЛа со всем его уникальным автоматизированным оборудованием. Да и включать его было некому. Производство сократилось с 200 тысяч машин в год до пары десятков тысяч. Последние из них собирались, что называется, на коленке.

Изображение

«Всё это оборудование никому оказалось не нужным. Оно, конечно, устарело, и если демонтировать и перевезти на другое место, то собрать, отладить и запустить практически невозможно — нет специалистов. Поэтому всё пустили под нож. Печально смотреть на разруху и запустение — сердце кровью обливается. Эта фраза относится ко всему ЗИЛу», — сокрушался И. В. Ярцев, ведущий инженер-конструктор завода, в трёхтомном некрологе, написанном ветеранами ЗИЛа.


Свято место пусто не бывает

Последние годы территорию зачищают. Ещё шесть лет назад правительство Москвы заявило о строительстве нового многофункционального района. Проект назвали «Полуостров ЗИЛ».

Разваливался завод прямо на глазах последних механиков, оставшихся в уцелевших корпусах. Сейчас там уже прокладываются дороги, а скоро вырастет филиал Эрмитажа, арт-центры, галереи, концертные залы, офисы, школы, детские сады, шикарные апартаменты… В общем, всё для людей.

Изображение
Парк «Тюфелева роща», который возвели на территории бывшего завода

И это не совсем ирония. В Москве действительно освободится место для десятков тысяч горожан — на «полуострове» будут жить, работать, учиться и развлекаться. Но соизмеримо ли это с потенциалом огромного флагмана автопроизводства, поражающего технологической силой даже сегодня?

«Поймут ли когда-нибудь господа, причастные к ликвидации завода, что они разрушили значительную часть промышленного и интеллектуального потенциала нашей страны?» — сетует ветеран ЗИЛа М. А. Юдкевич.

Список источников:

«История Московского автозавода имени И.А. Лихачева», Баевский Д. А., 1966 г.
«Комплексная механизация производственных процессов на Московском автомобильном заводе имени И. А. Лихачева»: (Материалы семинара с 8/IX по 12/IX 1969 г.)
«Завод и люди», 1916-2016, авт. проекта и сост.: Владимир Григорьевич Мазепа, Максим Александрович Шелепенков; под ред.: М. А. Шелепенкова, А. В. Курковой, 2016

http://4pda.ru/2018/08/14/352914/

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7581 раз
Связаться:

№ 5 Сообщение BadBlock » 19 авг 2018 07:51

neantichrist писал(а) ↑ 19 авг 2018 01:51:Что СССР?
Да общеизвестно что :
- добывал нефть, продавал ее за валюту, а на эту валюту покупал зерно,
Если перестать жевать всякий "общеизвестный" бред, то окажется, что СССР был одновременно экспортёром и импортёром зерна.
Докупалось фуражное зерно на корм птице и скоту — потому что в СССР (в отличие от России) было развито животноводство.
Продовольственное же зерно, в том числе твёрдых сортов для изготовления высококачественных макаронных изделий, экспортировлось.
Также осуществлялось маневрирование: могло быть выгоднее продать за границу зерно в одном конце страны и импортировать в другом, чем везти через всю страну по железной дороге.

Касательно остального — про международное разделение труда в рамках СЭВ мсье тоже ничего, похоже, не слышал.
Впрочем, это понятно: зачем что-то знать?
Ведь можно же написать "даже больничные кровати не делали!" — навязывая тем самым голимый пропагандонский вывод, что в высокоразвитой сверхдержаве "не могли" сделать какие-то там кровати.
Правда, тут только одна надежда — что читатель совсем дурак и взаправду может решить, что сложную технику, включая автоматические станки, уникальную продукцию машиностроения, космические ракеты и аппараты, спокойно делали — а какие-то кровати "не могли".

Пойманый_маньяк
Аватара пользователя
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 695 раз
Связаться:

№ 6 Сообщение Пойманый_маньяк » 19 авг 2018 09:54

BadBlock писал(а) ↑ 19 авг 2018 07:51:сложную технику, включая автоматические станки
Например так:
к 1977 году на предприятии был налажен выпуск станков с числовым программным управлением.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ивановски ... костроения
Сталкивался с производителем. Давно. Подтверждаю - был выпуск, с ЧПУ, все верно.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7581 раз
Связаться:

№ 7 Сообщение BadBlock » 13 мар 2021 04:31

BadBlock писал(а) ↑ 24 фев 2021 10:51: Промышленные роботы в СССР
https://www.youtube.com/watch?v=P7WW8-NaUfc
Вот тут подинамичнее обзор про роботов:
https://www.youtube.com/watch?v=IbSDDWfIkNs

Сказано, что уже в 1970-е годы около 20% промышленных роботов мира работали в СССР.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7581 раз
Связаться:

№ 8 Сообщение BadBlock » 28 ноя 2021 16:13

Системы автоматизированного проектирования в машиностроении, СССР, 1986 г.

https://www.youtube.com/watch?v=7Td559kHnA0

anykeyto
Аватара пользователя
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 59 раз

№ 9 Сообщение anykeyto » 30 ноя 2021 09:14

BadBlock писал(а) ↑ 25 мар 2013 06:15: Футуристическая архитектура в СССР

http://sniper-rkka.livejournal.com/247539.html

Например:

Изображение
О Курпаты! Классное сооружение, стоит недалеко от Ласточкиного гнезда в Ялте. Часто тут проезжаю!))

ravage
Аватара пользователя
Благодарил (а): 698 раз
Поблагодарили: 248 раз

№ 10 Сообщение ravage » 30 ноя 2021 19:30

ссср это не цивилизация)

anykeyto
Аватара пользователя
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 59 раз

№ 11 Сообщение anykeyto » 30 ноя 2021 21:35

Ravage писал(а) ↑ 30 ноя 2021 19:30: ссср это не цивилизация)
Чем докажешь?
Аргументы каковы что это не цивилизация?

ravage
Аватара пользователя
Благодарил (а): 698 раз
Поблагодарили: 248 раз

№ 12 Сообщение ravage » 30 ноя 2021 22:53

anykeyto писал(а) ↑ 30 ноя 2021 21:35: Аргументы каковы что это не цивилизация?
если ссср - цивилизация,тогда РФ - тоже другая цивилизация,вот тебе аргумент,а ещё какая нибудь социалистическая венгрия 70-х годов тоже отдельная цивилизация.

anykeyto
Аватара пользователя
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 59 раз

№ 13 Сообщение anykeyto » 30 ноя 2021 23:41

Ravage писал(а) ↑ 30 ноя 2021 22:53:
если ссср - цивилизация,тогда РФ - тоже другая цивилизация,вот тебе аргумент,а ещё какая нибудь социалистическая венгрия 70-х годов тоже отдельная цивилизация.
Не убедительно.
Пробуй еще.. Все что ты привел это отписки школьника. На аргументы это никак не тянет.

Ответить

Вернуться в «Общий форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей