Про вычислительную технику

Обсуждение разнообразных вопросов, не подходящих по тематике в другие разделы.
Ответить
Сообщение
Автор
Lector.G
Благодарил (а): 135 раз
Поблагодарили: 286 раз

№ 270 Сообщение Lector.G » 08 апр 2019 09:28

№ 269: BadBlock, старческое брюзжание капитана очевидность.
Даю 200%, что поколение, которое учило Дмитрия, о его поколении написало подобных отзывов не меньше. А предыдущее о поколении учителей, что они, мол, не такие умные-разумные, как они, старички.
Далеко не все ходили во ДП, не все в секции и т.п.
Далеко не все были прилежными учениками.
Наивно полагать, что все держится на том фундаменте, что наработали предыдущие поколения. Это моветон, старческое брюзжание.

В образовании много проблем, согласен. Но вот так делать выводы, что все тупые и мы через десяток лет завалимся на бок, глупость.

С другой стороны, наши ребята какой уже год подряд снимают первые и призовые места на различных международных Олимпиадах по программированию, математике и другим точным наукам?
Единицы, скажете. Так и в давние времена их было единицы.
Не думаю, что задания сейчас стали существенно проще, чем раньше.

WhiteCat
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 87 раз

№ 271 Сообщение WhiteCat » 08 апр 2019 22:35

Lector.G писал(а) ↑ 08 апр 2019 09:28:С другой стороны, наши ребята какой уже год подряд снимают первые и призовые места на различных международных Олимпиадах по программированию, математике и другим точным наукам?
Единицы, скажете. Так и в давние времена их было единицы.
Поэтому и вывод, что судить по гениям не стоит. Гораздо важней средний уровень.
Lector.G писал(а) ↑ 08 апр 2019 09:28:В образовании много проблем, согласен. Но вот так делать выводы, что все тупые и мы через десяток лет завалимся на бок, глупость.
Я тоже побрюзжу немного.
Когда я поступал в институт в моей группе на первом курсе было 24 человека. Заканчивало на пятом курсе нас 13. 11 человек отсеялось по дороге познания. Но даже среди этих 13 более половины были, как бы это помягче сказать, явно не уровня инженера с высшим техническим образованием. Проблема системы образования в том, что она не отсеивает весь мусор. Она пропускает очень много людей, чей уровень не выше ПТУ и даёт им дипломы о высшем образовании. По-хорошему, закончить нас должно было 5 человек. А закончило почему-то 13. Система пропустила 8.
И вот сейчас я сталкиваюсь с ними на работе (не со своими одногрупниками по институту, конечно, а с другими, кого тоже не смогла отфильтровать система). Они приходят в виде молодых специалистов с дипломами о высшем техническом образовании. И на любой вопрос у них один ответ: это мы не проходили, это нам не задавали. Человек не может подключить к ноге микроконтроллера светодиод через транзистор, чтобы им поморгать. Он не понимает, что такое светодиод, что такое транзистор и как рассчитать номинал резистора для светодиода и для базы транзистора. При этом все хотят премий, грантов, зарплаты побольше. А как работать - этого я не знаю, это мы не проходили, это я не могу, а это не хочу.

Lector.G
Благодарил (а): 135 раз
Поблагодарили: 286 раз

№ 272 Сообщение Lector.G » 09 апр 2019 07:04

№ 271: WhiteCat, все правильно. Только так было всегда. Молодые спецы адаптировались и доучивались на рабочем месте. При этом, более опытные коллеги говорили: Забудьте все, чему учили в институте.
Охломонов хватало во все времена.

Если вуз будет оставлять только способных студентов, то он не сможет существовать: Подушевое финансирование никто не отменял. Это дебильная система, но факт. И в школах так.

Все забыли, что в СССР не особо способных отсеивали после 8 класса в ПТУ, поэтому 10 заканчивали ребята с хорошими способностями к обучению в вузе. Да и то не все могли учиться.

Сейчас у всех равные возможности. Плюс демография.

WhiteCat
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 87 раз

№ 273 Сообщение WhiteCat » 09 апр 2019 07:32

Lector.G писал(а) ↑ 09 апр 2019 07:04:При этом, более опытные коллеги говорили: Забудьте все, чему учили в институте.
Теперь этого можно не говорить. Забывать нечего. Они уже забыли, что это вообще было в их программе обучения. Они забыли чему равна сумма токов в узле и падение напряжения в замкнутом контуре. И не могут понять, как считать последовательный резистор для светодиода. А графический способ решения этой задачи воспринимают, как откровение свыше. Таких не доучивать надо. Чем такого научить, легче другого найти. А место таких - торговать в точках у ИП или в сетевых магазинах. До разработки приборов их допускать нельзя.
Lector.G писал(а) ↑ 09 апр 2019 07:04:Все забыли, что в СССР не особо способных отсеивали после 8 класса в ПТУ, поэтому 10 заканчивали ребята с хорошими способностями к обучению в вузе.
А почему сейчас такого нет? ПТУ что, не нужны студенты? У них разве не такое же подушевое финансирование, как в ВУЗах?
С точки зрения студента всё понятно. Раньше в СССР был культ рабочего. Все фильмы, плакаты и прочие масс-медиа восхваляли именно рабочих и рабочие профессии. Быть рабочим было престижно. Сейчас же у нас культ менеджера и начальника. А чтобы быть начальником нужно высшее образование. Пофигу какое, лишь бы был диплом. Тогда есть шанс им стать. Вот и поперли все подряд в ВУЗы за дипломами. Никто уже не хочет быть рабочим, все хотят быть начальниками.

Red_Fox
Аватара пользователя
Благодарил (а): 133 раза
Поблагодарили: 159 раз
Связаться:

№ 274 Сообщение Red_Fox » 09 апр 2019 11:52

WhiteCat писал(а) ↑ 09 апр 2019 07:32: Сейчас же у нас культ менеджера и начальника. А чтобы быть начальником нужно высшее образование. Пофигу какое, лишь бы был диплом. Тогда есть шанс им стать. Вот и поперли все подряд в ВУЗы за дипломами. Никто уже не хочет быть рабочим, все хотят быть начальниками.
помню как лет 10 назад, или больше уже, меня не брали лаборантом в какую-то структуру ВНИИЭФа, потому что - куда мне без диплома то, таким уважаемым людям помогать...
доучился до красного, ниразу не спросил никто на большой земле..

Lector.G
Благодарил (а): 135 раз
Поблагодарили: 286 раз

№ 275 Сообщение Lector.G » 09 апр 2019 12:11

WhiteCat писал(а) ↑ 09 апр 2019 07:32:А место таких - торговать в точках у ИП или в сетевых магазинах. До разработки приборов их допускать нельзя.
Согласен. Только вот если бы их отсеяли еще в школе, так и бы и было: продавцов, слесарем и т.п.
WhiteCat писал(а) ↑ 09 апр 2019 07:32:А почему сейчас такого нет? ПТУ что, не нужны студенты?
Система изменилась.

Не особо способные ребята доучиваются в школе, самых бестолковых могут перевести, но опять же в школу менее требовательную к качеству учеников.

Потом с горем пополам сдают ЕГЭ и поступают в нетребовательный к баллам вуз, таких сейчас большинство. Потому как вузам нужно сделать набор, иначе урежут финансирование. А демографическая ситуация не очень хорошая.

Собственно, все это результат конвертации советской образовательной системы в болонскую. В которой основная задача готовить потребителей, а не профессионалов.

Ключевые вузы пока сохранили уровень качественного образования, но их выпускники разлетаются как горячие пирожки. Хэдхантеры с 2-3 курса за такими следят. Оттягивают их зарубежные фирмы, редко российские.

В государственные структуры успешный выпускник ключевого вуза пойдет только лишь в случае особых внутренних убеждений.

Остальные приходящие из ключевых вузов типичные троечники. Что от них ожидать?
Последний раз редактировалось Lector.G 09 апр 2019 12:12, всего редактировалось 2 раза.

Злец
Аватара пользователя
Благодарил (а): 2033 раза
Поблагодарили: 1762 раза

№ 276 Сообщение Злец » 09 апр 2019 12:12

Red_Fox писал(а) ↑ 09 апр 2019 11:52:меня не брали лаборантом в какую-то структуру ВНИИЭФа, потому что - куда мне без диплома то
Лаборант - рабочая профессия, диплом не требуется. Если о нем заходила речь при приеме на работу - значит, это была лапша на уши; не брали по какой-то иной причине.

Радиоспециалист
Аватара пользователя
Благодарил (а): 2802 раза
Поблагодарили: 2017 раз

№ 277 Сообщение Радиоспециалист » 09 апр 2019 12:14

WhiteCat писал(а) ↑ 08 апр 2019 22:35: Он не понимает, что такое светодиод, что такое транзистор и как рассчитать номинал резистора для светодиода и для базы транзистора.
===================================================
Ой, как верно :( Постоянно сталкиваюсь с дипломированными электронщиками, ни хрена не понимающими в своём базовом предмете образования ...

TheJudge
Аватара пользователя
SVGA
Благодарил (а): 270 раз
Поблагодарили: 853 раза
Связаться:

№ 278 Сообщение TheJudge » 12 апр 2019 15:12

Закину сюда. Очень хорошие статьи, интересующимся рекомендую:

Технологии микроэлектроники на пальцах. «Закона Мура», маркетинговые ходы и почему нанометры нынче не те нанометры.
Технологии микроэлектроники на пальцах. «Закона Мура», маркетинговые ходы и почему нанометры нынче не те нанометры. Часть 2

Для затравки
Нужно было менять критерии норм техпроцессов. Что же сделали. Большинство ничего не сделали. Они продолжали выдавать за норму техпроцесса разрешение фотолитографии. Или минимальную ширину дорожки металлизации как проявление наиболее простой и наглядной операции.

Креативнее всего поступили маркетологи Intel. Они стали вычислять норму техпроцесса из размера элементов. Т.е. берется площадь шеститранзисторной ячейки статической памяти. В технологии с разрешением литографии 65 нм она была 0,77 мкм2, а при разрешении 40 нм она стала 0,37 мкм2. Если бы размеры транзисторов как раньше уменьшались пропорционально, то это соответствует технологии 45 нм. Значит будем считать что у нам 45 нм технология. Отсюда и пошли расхождения технорм от Intel с другими – 28 нм у всех, 32 нм у Intel; 20 нм у всех, 22 нм у Intel; 10 нм у всех, 14 нм у Intel.

Как показала дальнейшая история, Intel в итоге оказался честнее конкурентов.
Несколько слов об отечественной цифровой микроэлектронике.

Вопреки расхожим мнениям, до 1985 года отставание СССР от лидеров было не таким уж и большим. Примерно 3-4 года. Это если брать предприятия-лидеры в Зеленограде. В условиях действия работы закона Мура даже отставание в 3-4 года сильно влияло на характеристики. Проблемы были с получением качественного окисла, с четкостью p-n-переходов. Если к этому добавить консервативную политику с упаковкой чипов в корпус, а также советские нормативы производства плат и корпусов с кучей железа (кто разбирал советские магнитофоны, тот поймет), получаем анекдот про советскую микросхему с чугунными ручками для переноски.

Причин отставания много. Позднее стартанули, ограниченные ресурсы, распыление ресурсов. Когда американцы сосредоточились на КМОП, наши продолжали экспериментировать с различными технологиями. Довольно активно работали с альтернативами кремния, прежде всего с материалами A3B5. Ну и общая расслабленность позднесоветских НИИ.

После 1985-го американцы резко стартанули, а у нас начались проблемы. Далее 1990-е, когда жизнь в отрасли теплилась по инерции. В итоге в 21 век вошли с технологией 800 нм, когда лидеры уже штурмовали 130 нм. Вторую жизнь отрасли дала массовая чипизация карт и госзаказ. Главным производством стали чипы для SIM-карт, банковских карт, карт оплат, транспортных и скидочных карт и пр. Там не нужны большие гигагерцы и маленькие нанометры.

Тем не менее идет попытка выйти и в «высшую электронику». Развитие идет по четырем основным направлениям.

1. «Суверенные» техпроцессы. Это попытка создать полный цикл производства на аппаратуре отечественного производства и собственными техпроцессами. Идем тем же путем, который прошли лидеры лет 20 назад, но с учетом найденных граблей и путей решения. Из последнего что было в открытых источниках это 250 нм в серии и 150 нм в процессе внедрения. Сюда же можно отнести попытку создать собственные установки EUV-литографии на 13,5 нм и таким образом сразу выйти если не в высшую лигу, то вплотную к ним.

2. Закупка технологических линий у ведущих мировых производителей. Проблема тут в том, что самые современные установки нам не продавали даже в лучшие годы. Обычно продают устаревшие линии, которые сняли с производства. Сейчас в связи с санкциями тем более. Тут можно вспомнить эпопею с закупкой «Ангстремом» оборудования дрезденского завода AMD в 2007, под техпроцесс 180 нм. Или закупку «Микроном» 90 нм линии у французской STMicroelectronics с последующим апгрейдом до 65 нм. Пока это самый тонкий техпроцесс в России, успели урвать перед санкциями. Правда есть сейчас и обходной путь – закупка через Китай.

3. Заказ производства на заводах в Китае или Тайване. При этом архитектура и топология полностью разрабатываются у нас, сейчас даже делаются собственные фотошаблоны. Китайцам остается только воспроизвести техпроцессы на своих заводах. Получаем более совершенные производительные процессоры, и развиваем компетенцию в области разработки самых современных процессорных систем. Здесь задействованы уже не группа ученых-кулибиных, а большие конструкторские коллективы. Из полного цикла выбывает только последний участок – производство.

4. Развитие альтернативных технологий. Это разработка перспективных технологий, которые могут стать массовыми в будущем. Сюда входят работы по соединениям A3B5 и гетероструктурам, прежде всего арсениду и нитриду галлия. А также попытки оптимизировать электронно-лучевую и рентгеновкую литографию для массового производства, что вообще снимает ограничения литографии.

В целом для российской микроэлектроники ситуация не блестящая. Но есть надежда что лидеры неизбежно затормозятся из-за физических ограничений, и тут мы медленно поспешая подкрадемся сзади.

Ответить

Вернуться в «Общий форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 26 гостей