Материал по общественным слушаниям

Обсуждаем вопросы, связанные с ВНИИЭФ
Ответить
Сообщение
Автор
BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1755 раз
Поблагодарили: 7513 раз
Связаться:

№ 0 Сообщение BadBlock » 10 апр 2007 17:05

В четверг, в 10 утра, в Доме ученых открылись общественные экспертные слушания, на которые приехали руководители местного самоуправления и представители основных предприятий закрытых городов, чтобы поговорить о стратегии их развития. Слушания прошли под эгидой Общественной палаты Российской Федерации и Федерального агентства по атомной энергии. Весомость мероприятию придало участие в нем высоких представителей Росатома, а также членов комиссии Общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению под председательством профессора Вячеслава Леонидовича Глазычева. Для совместной работы пригласили жителей Сарова, а также внешних экспертов, специалистов по разным направлениям.

- Именно саровский опыт аналитической и проектной работы, накопленный за последние годы, побудил Сергея Владиленовича Кириенко провести подобное совещание в нашем городе. Для жителей Сарова, заинтересованных в том, чтобы у Института и города было достойное будущее, эти слушания станут важным событием, - сказал нам Дмитрий Сладков, помощник директора РФЯЦ-ВНИИЭФ по связям с общественностью.

Работа осуществлялась на пленарных заседаниях и на тематических секциях: безопасности, социальной политики, инструментов развития.

Участники обсуждали свою тему, чтобы изложить ее результаты на пленарном заседании, где, кроме того, слушали доклады официальных лиц и подводили общие итоги.

Представитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Александрович Бояркин представил интереснейший доклад о нынешнем положении в отрасли, ее задачах и перспективах. Перспективы атомной энергетики неплохие, задачи изложены достаточно ясно, но в них нет ничего о том, как атомная энергетика будет способствовать развитию оборонного комплекса и науки. Между тем, когда Минатом (бывший Средмаш) преобразовывали в Агентство по атомной энергии, то обосновывали сие необходимостью финансировать именно "науку" и "оборонку": "вы нас когда-то создали, а мы теперь будем для вас зарабатывать деньги".

Выступали с докладами представители городской власти - глава города А.Г. Орлов и заместитель главы администрации по экономике и развитию В.В.Зоря. Их сообщения, подробно обоснованные, повествовали о проблемах устройства городской жизни и о том, каков должен быть уровень доходов работников Института и горожан, чтобы они могли вести достойную жизнь. Итог изысканий А.Г. Орлова был прост: финансирования не хватает.

В.В.Зоря предложил для решения этих задач создать корпоративный проект: агентство, учрежденное администрацией города и торгово-промышленной палатой Нижнего Новгорода (в качестве первого, пробного шага), куда должны войти так называемые "стейкхолдеры" - корпоративные элементы, заинтересованные в развитии этой территории: предприниматели, Агентство по атомной энергии и Русская православная церковь. В качестве перспективного фактора, способного объединить в будущем городскую жизнь и монастырь, предложен университет. Город в нынешнем состоянии не способен органично включить в себя монастырь; университет с гуманитарной составляющей способен связать их в одно целое.

Чтобы читатель мог составить мнение о работе слушаний, предлагаем информацию в нескольких жанрах: впечатления корреспондента, посетившего секцию социальной политики, доклад по итогам обсуждений секции безопасности и итоговую пресс-конференцию.


Сытый бунт

На одной из секций участники семинара обсуждали социально-экономическую сферу городов ЗАТО: какая ситуация в них сложилась и как ЗАТО могут развиваться.

Наиболее активно обсуждали Саров. И если для нас он родной, то для гостей - нет. Поэтому они легко критиковали его, оценивали со стороны и предполагали пути развития.

Выступившие представители нашей городской администрации воспринимают город преимущественно как приложение к ВНИИЭФ (на семинаре обозначено 3 варианта развития: "город - градообразующее предприятие", т.е. Живет его интересами и перспективами, "город - ЗАТО" с сохранением ограничений и "город на карте", т.е. Город ради города).

Приезжие участники не согласились с тем, что город должен быть лишь приложением к предприятию: в Институте теперь работает только "30% работоспособного населения". И высказали предположения, что если градообразующее предприятие не сможет поддерживать город или сократится, то город не сможет сохранить имеющийся уровень жизни.

Участники семинара пытались найти пути развития Сарова. Например, Саров может стать университетским городом в системе ЗАТО и при этом развиваться как православный центр России.

В процессе обсуждения было затронуто и гуманитарное направление. В нашем городе много делается, чтобы привлечь в город лучших выпускников, но при этом лучших школьников "выталкивают из города" - они поступают в иногородние вузы и редко возвращаются, для них важный фактор - мало возможностей для образования, особенно гуманитарного.

Поскольку речь шла о социальной сфере, говоря про города ЗАТО, гости произносили такие слова, как "сытый бунт": бюджетная обеспеченность у саровчанина в несколько раз выше, чем у жителя малого города; говоря про Саров - "избыточный ресурс" (имели в виду накопленный потенциал - экономический, научный, культурный). При этом приезжие умы отметили, что для саровчан не созданы возможности для культурного развития. Помойка на улицах (грязь, плохие бордюры), в книжном магазине нет ничего, что читают современные гуманитарии; мало богословской литературы (хотя Саров может стать православным центром), полки завалены оккультной литературой и фэнтези. Любопытно, но именно такие "мелочи" и формируют нашу культуру.

Только мы не замечаем...

М.Ковалева


Процесс пошел

Итоги работы второго дня группы, обсуждавшей вопросы безопасности, подвел начальник управления кадров Федерального агентства по атомной энергии Владимир Иванович Лимонаев.

- Первый вопрос - опасения. Какие могут быть угрозы, если мы оставим ЗАТО в том виде, какой есть сейчас, и опасения в случае открытия ЗАТО. Вопрос: что такое сегодня ЗАТО, которые были созданы 50 лет назад, - это достояние страны или проблемный вопрос, доставшийся нам по наследству? Юрий Петрович Щербак рассказал о достоинствах ЗАТО: уровень социального развития - столичный, концентрация высококвалифицированных кадров (я бы сказал - здесь сосредоточен генофонд нации), концентрация высокотехнологического производства, которое сохранено, несмотря на тяжелые перестроечные времена. Проблемы, о которых говорили главы администраций, внесены недавно введенными законами, не учитывающими специфику ЗАТО.

Обсуждали, откуда исходит вопрос: нужны ЗАТО или не нужны? Ответить можно, вспомнив, для чего они созданы: для безопасного функционирования предприятий, чтобы наши чертежи не попали к ученым в Лос-Аламосе. Изменились ли эти условия? В положении 1996 года об обеспечении безопасного функционирования ЗАТО сказано: должна быть городская контролируемая зона, въезд-выезд по разрешениям и пропускам, ограничение предпринимательской деятельности для негорожан, запрет на иностранные инвестиции. Я бы обратил внимание на последние два момента этих атрибутов "закрытости": эти экономические факторы будут подтормаживать социальное развитие ЗАТО.

Госдума и Совет Федерации уже начинают обсуждать этот вопрос. Правительство поручило Минрегиону тоже заниматься им, создана рабочая группа, определены критерии отнесения городов к ЗАТО - вокруг каких предприятий могут создаваться ЗАТО. Я не знаю, попадут ли существующие ЗАТО под эти критерии, попадут ли они в эту категорию.

Второй вопрос - процесс раскрывания: насколько он объективен, неизбежен (или его можно избежать?). Экономический фактор таков, что этот процесс неизбежен. Сегодня, завтра, через какое-то время мы к нему подойдем. В законе о ЗАТО есть статья - так называемый переходный период для раскрытия ЗАТО. Готовы мы к такому переходному периоду? Что мы подразумеваем под этим периодом? Что должны сделать? Процесс раскрытия ЗАТО уже пошел, он коснулся Минобороны и пока не касается Росатома. В ряде городов Минобороны уже снят статус ЗАТО, там возник ряд проблем, мы не знаем, как их решить. Я не хочу, чтобы это получилось с городами Росатома. Факт: процесс раскрытия объективен, им надо заниматься. Еще один фактор - задача контроля над этим процессом. Представители администраций и предприятий ЗАТО могут нам помочь начать решать все эти вопросы, разработать принципы контроля над процессом, обсудить детали. Еще фактор экономического плана - есть закон об особенностях управления атомно-энергетическим комплексом. Президент, подписывая программу развития атомной промышленности, на первое место поставил программу развития ядерно-оружейного комплекса. Его наказ: не навредить ядерно-оружейному комплексу. Мы своими действиями не должны навредить Сарову, Снежинску, где располагаются основные предприятия этого комплекса.

В заключение скажу: процесс открытия уже начался - усилиями Сергея Владиленовича (им подписан план взаимодействия федерального агентства с закрытыми городами). Пока раскрываемся в социальной и культурной сфере. На этот год запланированы мероприятия в каждом городе, где мы с субъектами Федерации начинаем широкое общение для того, чтобы допустить более широкую аудиторию в наши города, чтобы показать, на каком уровне мы находимся, чтобы уровень был сохранен и приумножен.

М.Ковалева


Не в документе дело

По окончании семинара-слушаний состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали глава Сарова А.Г.Орлов, члены общественной палаты: Н.Д.Вавилина (Новосибирск) и Г.И.Маланичева (Москва), а также представитель Института корпоративного развития О.И.Генисаретский (группа экспертов).

- Какой ожидается результат?

Н.Д.Вавилина:

- Во-первых, в наши средства информации будет представлен материал. Ваши проблемы мы введём в информационное пространство. Мы располагаем, к сожалению, всего лишь нашим сайтом, газетой "Вестник Общественной палаты" и информационным партнёром - газетой "Трибуна".

Второе наше действие - подведение итогов работы комиссии, в рамках общественных слушаний. Подведя итоги и обобщив рекомендации, мы вынесем их на совет палаты. Это высший орган нашей Общественной палаты. Если совет палаты утверждает некий документ, то он, если можно соотнести, - как закон, принятый Государственной думой. Там будут наши позиции, относящиеся к Президенту Российской Федерации, к Правительству, к Росатому, может быть, к руководителям городов ЗАТО, может быть, к общественным объединениям.

- Когда будет написан этот документ?

- Не ожидайте, что завтра. Завтра только начнётся работа над всеми предложениями, прозвучавшими здесь. И задача подобного слушания: не выработать самое умное, а не потерять самое ценное. Завтра эксперты ещё будут работать, объединять, укрупнять. А затем документ поступит к нам, в Общественную палату.

Хочу напомнить, что мы работаем на общественных началах. Мы не встретимся послезавтра. Мы тоже начнём переписку, утверждение, обсуждение, голосование… Если, конечно, вы скажете: "Хотим через две недели", мы будем стараться. Но мне бы не хотелось, чтобы вопрос стоял таким образом. Давайте лучше внимательно поработаем над этим документом.

И самое главное. От того, что он появится через две недели или через месяц, не очень много зависит. Всё зависит от вас. Развитие можно начинать без бумаги этой. Другое дело, что она дополнительный ресурс даст. Дополнительный не только в смысле денежный (я думаю, и это найдём), дополнительный информационный, идеологический, интеллектуальный ресурс. Это всё будет. Но начинайте и без нас. Так много замечательных идей тут было высказано. Создавайте общественный или координационный совет. Берите из высказанных здесь идей те, которые считаете продуктивными, и начинайте реализовывать. Не в документе дело. Хотя я понимаю, что он очень важен, и чем скорее он появится, тем лучше.


Мы все - участники процесса

Позицию ядерного центра по просьбе журналистов пояснил заместитель директора Института П.Ф.Шульженко:

- Мы решаем государственные задачи, определяемые по вертикали государственного управления. Но когда мы выходим с территории производственной площадки, мы все - жители города. И заинтересованы в том, чтобы город развивался. Мы одни из участников этого процесса.

Проект, который послужил поводом, чтобы площадкой для разговора стал Саров, был создан по решению коллегии руководителей, куда входит и директор ядерного центра Радий Иванович Илькаев.

Мы участники этого процесса. Свои интересы (сейчас не модно говорить - государственные интересы) мы будем учитывать. А если не будем, нас поправят.

О.Федотова

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1755 раз
Поблагодарили: 7513 раз
Связаться:

№ 1 Сообщение BadBlock » 10 апр 2007 17:06

(Новый Город №, №13, 2007)

Al
Аватара пользователя
Связаться:

№ 2 Сообщение Al » 11 апр 2007 00:51

Алаверды:
Национальная безопасность - вопрос государственной важности

Все городские газеты так или иначе осветили произошедшее событие, но как-то все очень однобоко. Такое впечатление, что значительный пласт работы выпал из их внимания. Понимаю, что формально журналисты присутствовали лишь на вступительном пленарном заседании и на пресс-конференции. Но не секрет, что практически все участники слушаний были доступны к общению, так что налицо типичная заорганизованность. Кому это выгодно?

Напомню, что общественные экспертные слушания (так анонсировалось мероприятие) «Стратегии социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)» были беспрецедентны по составу участников. В работе участвовали:

- члены комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления;

- представители руководства Росатома;

- главы муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления ЗАТО;

- представители, в том числе руководители основных предприятий ЗАТО Росатома;

- «Внешние» эксперты (на мой взгляд, сплошь гуманитарии – искусствовед, архитектор, педагог, культуролог, зав. Кафедрой академии социального управления и т.д.).;

- некий молчаливый «секретариат» из аппарата Общественной палаты, Росатома и АНО «Институт корпоративного развития»;

- представители «города Сарова и РФЯЦ-ВНИИЭФ».

Согласно программе, прессу представляли лишь корреспонденты журнала «Русский репортер» (закрытое акционерное общество Группа «Эксперт»). Сразу вопрос – кому выгодна такая закрытость от средств массовой информации столь широкого форума, одним из лозунгов которого был: «Нужна ли сегодня закрытость закрытым городам Росатома?».

Отметая упреки в предвзятости, напомню, что уже в начале 1990 года, во время предвыборной кампании, автор статьи, будучи выдвинут от коллектива ВНИИЭФ кандидатом в народные депутаты России, уверял горожан тогда еще «не ЗАТО», что наступит время – и нам самим покажется, что наша закрытость мешает культурным, хозяйственным, политическим, спортивным и т.п. Связям с окружающим миром. Вообще, истерика по поводу открытия ЗАТО мне непонятна. В законе «О закрытом административно-территориальном образовании» прямо говорится, что как решение о создании, так и решение об упразднении ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации.

«При принятии решения об упразднении закрытого административно территориального образования с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации указанного образования».

Неужели непонятно, что не могут вот так, в один день или даже в один год, ликвидировать контролируемую зону вокруг Сарова, оставив беззащитным особо важный объект ядерного оружейного комплекса, каковым является РФЯЦ-ВНИИЭФ с его особыми технологиями и специальными материалами? Поэтому вопрос о форме существования особого режима безопасного функционирования РФЯЦ-ВНИИЭФ не есть предмет вожделений, а самый что ни на есть вопрос государственной важности.

[Из доклада главы города А.Г.Орлова: «Раскрытие - не есть снятие колючей проволоки. Это привлечение новых сил, инвестиций, промышленных производств, научной сферы - то есть регулирование ситуации, связанной с фактором допуска на территорию нормальных компаний, призванных улучшить жизнь в городе».]

А ведь есть и еще один аспект статуса ЗАТО – немалые субвенции и дотации ЗАТО, в том числе и на развитие социальных и инженерных инфраструктур. Для Сарова в федеральном бюджете страны на эти цели в 2007 году выделяется ни много ни мало 813 млн. Руб. (см. Статью 46 и Приложение 17 к федеральному закону «О государственном бюджете Российской Федерации на 2007 год»).

Вернемся к повестке дня слушаний. Если не считать культурных мероприятий и малочисленного заседания редакционной группы в воскресенье, 25 марта, то программа по большому счету включала в себя:

- Пленарные заседания 22, 23 и 24 марта;

- Работу в трех экспертных группах 23 и 24 марта.

На пленарных заседаниях с большим вниманием были выслушаны вступительное слово первого заместителя директора РФЯЦ-ВНИИЭФ В.П.Незнамова и пять очень интересных и содержательных докладов о реформе атомной отрасли и ее влиянии на будущее ЗАТО (С.А.Бояркин), об особенностях ЗАТО в системе местного самоуправления РФ (В.Л.Глазычев), о тенденциях развития ЗАТО и особенностях Сарова (А.Г.Орлов), об основных проблемах муниципального управления в ЗАТО (В.В.Зоря) и о Саровском технопарке как пути к инновационному развитию Сарова (В.И.Жигалов).

Все это достаточно подробно было освещено в местной печати. «За бортом» оказалась лишь работа одной из трех экспертных групп, о именно группы «Деятельность в интересах национальной безопасности» - на мой взгляд, ключевой. С этой группой вообще происходили странные события. В программе было заявлено, что ее ведущим (спикером) будет О.Н.Карлагин, ответственный секретарь комиссии Общественной палаты. Фактически первое заседание этой экспертной группы проводил профессор Московского архитектурного института, председатель комиссии Общественной палаты В.Л.Глазычев (он же являлся и ведущим слушаний в целом), но 23 марта он был вынужден возвратиться в Москву. Свои полномочия ведущего всех слушаний он передал доктору искусствоведения О.И.Генисаретскому, а экспертную группу «Деятельность в интересах национальной безопасности» на второй день работы организаторы оставили без всякого внимания. В главном зале Дома ученых представители Общественной палаты, Росатома, муниципальных образований, основных предприятий ЗАТО, эксперты вынуждены были сами уполномочить одного из участников быть ведущим по продолжению работы и подведению итогов работы.

В выпуске №13 газеты «Новый город №» от 28 марта имеется незаметная, но существенная ошибка. В заметке М.Ковалевой «ПРОЦЕСС ПОШЕЛ» говорится, что итоги работы второго дня группы, «обсуждавшей вопросы безопасности», подвел начальник управления кадров Росатома В.И.Лимонаев.

Это не так! Быть ведущим второго дня заседаний и выступать на заключительном пленарном заседании от имени группы было поручено мне. Поэтому я хочу предоставить в конспективном изложении вниманию читателей те положения, которые были одобрены участниками заседаний и оглашены 24 марта на пленарном заседании (организаторы слушаний имеют соответствующие аудиозаписи).

1
Одним из основных положений военной доктрины Российской Федерации является необходимость поддержания на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания. «В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные силы РФ, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира». В каком-то смысле ядерное оружие служит своеобразной дубинкой Президента во внешнеполитических акциях.

Поэтому обеспечение безопасного функционирования российских федеральных ядерных центров и иных предприятий ЯОК имеет важнейшее значение.

[Из выступления В.И.Лимонаева: «Президент, подписывая программу развития атомной промышленности, на первое место поставил программу развития ядерно-оружейного комплекса. Его наказ: не навредить ядерно-оружейному комплексу. Мы своими действиями не должны навредить Сарову, Снежинску, где располагаются основные предприятия этого комплекса»].

2
Высказываемые по отношению к федеральному закону №131-ФЗ о местном самоуправлении в РФ упреки справедливы. Вступление его в силу с 2009 года может иметь непоправимые последствия для жизнедеятельности ЗАТО. Вместе с тем, нормотворческие и законодательные возможности по сохранению и развитию местного самоуправления в ЗАТО не исчерпаны. Так, в статье 80 этого ФЗ прямо говорится, что особенности местного самоуправления в ЗАТО регулируются федеральным законом. Таким законом в настоящее время остается закон «О закрытом административно-территориальном образовании», поскольку его действие прямо не приостанавливается законом №131-ФЗ.

Да, закон «О ЗАТО», исправно отслужив 15 лет делу сохранения жизнедеятельности закрытых городов и даже развитию их социально-экономической сферы, морально устарел. Но что мешает разработке и принятию изменений и дополнений в этот закон? В конце концов, если он уже не подлежит качественному совершенствованию, давайте примем совсем новый закон. Вообще говоря, пресловутый 131-ФЗ даже обязывает нас поступить так или иначе. А учитывая то, что оффшорные механизмы финансово-экономической политики отдельных ЗАТО подмочили репутацию некоторых из них, а в других «коэффициент полезного действия» немалых бюджетных средств оказался весьма низким, может оказаться целесообразным даже замена обозначения «ЗАТО» на какое-то иное.

3
Другое дело, что трудно сегодня определить, кто именно способен справиться с разработкой нового закона, регулирующего жизнедеятельность ЗАТО в нынешних условиях. Представляется, что Ассоциация ЗАТО в ее нынешнем виде – без участия представителей основных предприятий ЯОК и квалифицированных экспертов – бессильна.

В действующем положении о Росатоме даже не прописана функция курирования закрытых городов.

Вновь созданное в ФГУП «цнииатоминформ» отделение анализа и развития территориальных образований еще «не вылезло из пеленок», и в руководстве его состоят люди, имеющие опыт муниципальной работы лишь в открытых городах.

Минрегионразвития РФ умоляет Правительство РФ не озабочивать его проблемами закрытых городов.

Депутаты Государственной думы РФ заняты предвыборными делами и лоббированием партийных, корпоративных и личных интересов – до выборов менее девяти месяцев – ничего уже не родить…

Вопрос о том, кто же разработает новый законопроект, повисает в воздухе. 15 лет назад основная заслуга в разработке закона «О ЗАТО» принадлежала «статусной группе» из городского совета Арзамаса-16, кто же будет теперь? Кстати, на заседании экспертной группы прозвучало обращение к представителям Росатома о представлении авторов закона «О ЗАТО» к государственным наградам. Разве это не справедливо?

4
В различных ЗАТО, в том числе, и в первую очередь, в Сарове уже на протяжении десятка лет подобные слушания (чаще всего - семинары) по проблематике ЗАТО проводятся с завидной регулярностью. Отмечу, что в числе внешних экспертов часто выступают одни и те же специалисты. Представляется странным, что материалы этих семинаров не становятся достоянием общественности. Будучи членом научно-методической группы по подготовке нынешних слушаний, я настаивал на том, чтобы прежние наработки, а также подготавливаемые к рассмотрению документы (в том числе и иногородними участниками) были предоставлены всем заранее. Предлагалось также распечатать и раздать участникам итоговый документ общественного проектного семинара «САРОВ: проект-2020» (меморандум), в котором приняли участие ведущие специалисты РФЯЦ-ВНИИЭФ, представители местного самоуправления, сотрудники силовых структур, предприниматели, журналисты, деятели образования и культуры. Этот документ был отправлен руководителю администрации Президента РФ и, по некоторым сведениям, Д.А.Медведев был с ним ознакомлен. Меморандум актуален и сегодня.

5
Прозвучало и нашло поддержку предложение Б.В.Певницкого о введении Указом Президента РФ института полномочного представителя Президента Российской Федерации в закрытых административно-территориальных образованиях Росатома. В настоящее время происходит масштабная реструктуризация атомной отрасли, в том числе и ядерного оружейного комплекса, и такая мера будет способствовать централизации управления жизнедеятельностью ЗАТО, координации действий руководства основных предприятий и органов местного самоуправления. Да и дорога к Президенту будет прямее – минуя и Росатом, и губернаторов.

6
С 1992 года законодательно установлен особый режим безопасного функционирования предприятий ЯОК, расположенных в ЗАТО. В Кодексе РФ об административных правонарушениях наличествует статья 20.19 «Нарушение особого режима безопасного функционирования промышленных предприятий, военных и иных объектов в закрытом административно-территориальном образовании», однако она носит общий характер, не конкретизируя реальное правонарушение, и вряд ли имеет практическое значение.

Известны инициативы специалистов РФЯЦ-ВНИИЭФ о внесении изменений в административное и уголовное законодательство. Принятие таких законов будет способствовать не только укреплению режима безопасного функционирования ядерных оружейных объектов, но и повышению уровня правопорядка в ЗАТО.

7
Было предложено Указом Президента РФ ввести почетное звание «Заслуженный работник атомной энергетики и промышленности Российской Федерации». В России существует около 70 видов почетных званий, среди них, помимо широко известных – «Народный артист», «Заслуженный артист», «Заслуженный деятель науки», «Заслуженный врач», есть и такие, как «Заслуженный мелиоратор»; «Заслуженный работник физической культуры» и т.п. Все министерства и агентства имеют подобное ведомственное почетное звание, кроме Росатома!

Введение почетного звания «Заслуженный работник атомной энергетики и промышленности Российской Федерации» будет способствовать повышению престижа отрасли и привлечению квалифицированных кадров.

8
Прозвучал призыв к членам Общественной палаты поддержать инициативы научно-технической общественности о реализации мировым сообществом проектов защиты Земли от опасных космических объектов, угрожающих самому существованию цивилизации. К настоящему времени человечество располагает принципиальными возможностями для решения этой проблемы. Реализации таких проектов препятствуют в первую очередь Соединенные Штаты Америки, считающие, что инвестиции в эту сферу будут способствовать поддержанию и развитию в прочих странах (в России!) Ракетно-космических и ядерно-оружейных технологий. Действительно, это масштабный проект с объемом финансирования только на создание системы в многие миллиарды долларов. Это гигантский заказ и ракетчикам, и создателям ядерного оружия – поскольку на сегодняшний день наиболее эффективным средством воздействия на угрожающий космический объект диаметром в сотни метров и больше является термоядерное взрывное устройство. Помимо чисто технических проблем, придется решать вопросы международного права, проблемы международной кооперации, безопасности, технологические, астрономические, экологические и другие. Так что это разнообразные «рабочие места» и для будущих поколений.

Озвученная тема привлекла внимание члена Общественной палаты В.В.Заболотского из Ханты-Мансийска, и он обещал содействие в проведении общественных слушаний. Кстати, этот богатый автономный округ имеет «собственный» спутник, помогающий как разведывать подземные ископаемые, так и решать проблемы навигации и связи.

Отмечу, что на заседании экспертной группы было решено, что помимо председательствующего вправе выступить на пленарном заседании все участники слушаний, так как наряду с положениями, поддержанными аудиторией, были и дискуссионные. Выступления В.В.Заболотского, Г.Н.Лисавкина (глава города Заречный), А.И.Макаренко (Росатом), И.Г.Жидова, В.В.Иванова, О.В.Кривошеева, Е.А.Кушнира (РФЯЦ-ВНИИЭФ) и др. Имеются в аудиозаписи.

Очень важно, чтобы подготавливаемые итоговые документы общественных слушаний действительно отражали мнения не только внешних экспертов, но и всех участников - представителей руководства и специалистов предприятий ЯОК, глав муниципальных образований, а главное - жителей ЗАТО. Нельзя допустить, чтобы в угоду чьим-то научным интересам «проектная» форма оказалась важнее практического содержания.

Б.В.Певницкий, РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Al
Аватара пользователя
Связаться:

№ 3 Сообщение Al » 11 апр 2007 00:53

Мнение гостя
Саровские «мелочи»

Сергей Константинович Чураков, доцент Московского архитектурного института, эксперт Общественной палаты.

- Каким Вы увидели наш город?

- Первый взгляд – всегда поверхностный, но позволяет увидеть объект целиком. Я сегодня до завтрака пробежался через пойму по асфальтовым дорожкам до монастыря и обратно. На протяжении всех этих дорожек нет ни одной урны, и ты понимаешь, что руководители не были там никогда и те люди, которые отвечают за качество городской среды, не думают о том, что она должна обладать определенным материальным обеспечением. Урны нет, это означает, что по краям тротуара – помойка. У самого храма – огромная груда мусора. Руководитель города (нормальный хозяйственник) может раз в две недели пешком обойти весь город – не бог весть какой труд. Приятно говорить о проблемах мирового масштаба, но неинтересно говорить о жизненных, маленьких проблемах, которые и создают качество жизни. Но когда ты видишь плохо отреставрированный цоколь у колонн этого храма и неубранную пойму...

- Пойма – в федеральном ведении. Город не имеет права вмешиваться.

- Какое это имеет значение! Она просто не вычищается! Кто же к вам придет из федерального центра и поругает за уборку мусора? Есть жизнь, а есть бумаги.

- Как архитектор что можете сказать о городе?

- Саров – памятник архитектуры, та планировочная структура, которая была заложена в пятидесятых годах (центр города) – это пример очень хорошего, качественного градостроительного решения. Качество среды там – высокое. Кроме этого классического центра есть коттеджная застройка, которая, несомненно, является ценностью (сама структура, а не состояние, в котором она находится). И есть городская среда, которая построена по принципам позавчерашнего дня – это многоэтажные дома, они деструктивны по отношению к людям, к городским сообществам, они продуцируют антисоциальные явления.

- Каким образом?

- Когда есть транзитный проход, дворовое пространство исчезает. Любой подросток с антисоциальным настроением может проскочить через двор, разбить стекло и неузнанным, непойманным исчезнуть, эта среда никогда не будет комфортной для жителей такого двора. И когда там живет, например, 500 человек, это в принципе не может быть двором. Эти планировочные приемы были придуманы во Франции в 1950-х годах, чтобы дать жилье переселенцам из Алжира. Это временное жилье. Когда проектируется городская среда, умный руководитель рассматривает варианты и думает, для чего это делается - чтобы получить квадратные метры или чтобы создать живую среду?

- Но в какой-то момент было важнее построить много жилья.

- Это миф. Только кажется, что многоэтажное жилье дешево, на самом деле это необычайно материально- и энергозатратно. Есть лифты, значит, нужно их ремонтировать, платить за электроэнергию, нужна эксплуатационная служба. Плюс куча разных проблем в многоэтажках. А когда вы делаете плотную низкую застройку до 4 этажей, ничего этого нет. К тому же у больших домов у подъездов скапливаются машины жильцов – почти у каждого есть автомобиль, а нормы стоянок старые. Людям жить в такой среде плохо.

- Какая же идеальная модель строительства?

- Нужно исходить из того, какая будет жилая группа. Сколько это семей? 10, 20, 50? Если ваша задача сформировать коммунистическую бригаду, тогда ставите дом, где отдельно стоит кухонный блок, у всех в 9 утра завтрак и строем идут на работу. Если создаете тип жизни более гуманитарный, то исходите из того, что наиболее комфортно человек чувствует себя там, где он знает своих соседей в лицо. Если будет 5-6 соседей, я вынужден с ними общаться, а может быть, я не хочу этого. То есть должен быть нижний и верхний предел – там, где человек ощущает себя прежде всего безопасно. В Нью-Йорке построены террасхаузы - нарезка на блоки домов, там уличная преступность практически равна нулю, потому что территория жестко контролируется сообществом, любой чужой человек моментально фиксируется. А тип застройки, который используется в России, провоцирует бытовую уголовщину. В вашем подъезде кто-то пьет, многих вы не знаете в лицо, если вы делаете замечание – вам грубо отвечают и удирают. В московских спальных районах предельно агрессивная жесткая среда, где люди живут как на фронте. Это провоцируется той планировочной схемой, которая заложена.

- Что еще Вы заметили в нашем городе?

- Учитывая, что Саров – это ЗАТО, понятно, что он очень отличается в положительную сторону от того, что находится за его границей. Но я видел и другие объекты подобного рода, поэтому могу оценивать и сопоставлять его с такими же городами. У меня есть ощущение, что Саров завис в точке, от которой можно либо сползти вниз, либо выровняться - и вектор движения будет направлен вперед. Кончился кураж, а ведь он был – сверхзадача держала всех в тонусе: это атомный проект. В глазах встречных подростков я увидел тоску – чем бы заняться. Вот это как раз отсутствие сверхидеи – это бывает внутри подростков, а еще чаще у старшего поколения, которое транслирует отсутствие сверхидеи на младшее поколение. Это сильно сказывается на поведении и проявляется везде – у подростков и детей наиболее открыто, детские рисунки и сочинения очень точно фиксируют это.

А вчера мы проезжали мимо запруженной речки (бассейн на Ключевой), там стоит свеженькая часовня Серафима Саровского (храм Святаго Духа - А.К.), а вдоль пруда грибочки: два сломанных, а у третьего компания алкоголиков, которые в этом месте распивают. Это говорит о деградации среды, о работе вашего начальника милиции, он понимает, что это место – центр, но нет никакого патруля, который тут же взял бы этих ребят. Странно. Если алкоголиков выгонят оттуда, они уйдут в подъезд, и никто их не выгонит, потому что подъезд не контролируется жильцами. Наведение порядка - это предмет заботы начальника милиции города, который имеет достаточно властных полномочий, функций. Говорят: кадров нет, еще чего-то нет... Ну не занимай тогда эту должность, если ты не можешь! Хотеть – значит мочь. И еще одна «мелочь». Около пруда есть лестница – это основной проход к предприятию, там идет множество людей, значит, это градостроительное образование очень важно для ощущения людей и для города. И то, в каком состоянии эта лестница, говорит, что люди не понимают, что такие вещи нужно находить и фиксировать и что их нужно ставить как главные задачи для преобразования среды. В качественной городской среде и люди по-другому себя ведут.

Коттеджная застройка в плохом состоянии. Коттеджи должны быть объединены, у них должен быть руководитель, который следит за качеством этой среды. Он может прийти с банкой краски и сказать: «Господа, вот вам два дня, чтобы покрасить забор». Это нормальные правила жизни, которые устанавливаются на самом деле администрацией.

В городе таких реперных явлений много, и они видны сразу.

М.Ковалева
Последний раз редактировалось Al 11 апр 2007 01:17, всего редактировалось 1 раз.

Al
Аватара пользователя
Связаться:

№ 4 Сообщение Al » 11 апр 2007 01:05

И, наконец, мой любимый наш автор - Игорь Георгиевич Жидов.
Необходимо тратить средства, силы и интеллект на защиту своих интересов

Игорь Георгиевич Жидов – о слушаниях по ЗАТО, прошедших 22-24 марта в Сарове.

- Игорь Георгиевич, Вы были участником общественных экспертных слушаний, проходивших в Сарове 22-24 марта. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

- Участвовал не из любопытства. Я был включен в список ВНИИЭФ, и для меня это была работа, в течение четырех дней, включая и воскресенье, и еще несколько дней я готовился к семинару: освежил в памяти документы, связанные с ЗАТО, почитал доступные в Интернете публикации наших гостей.

- И какое впечатление от них?

- Издание словарей иностранных слов не успевает за смелым полетом их мыслей… И еще, мне показалось, что было бы правильно, если бы гости спровоцировали, в хорошем смысле, честную дискуссию и сделали свой доклад «Закрытые города России – наследие советского атомного проекта». Но этого не произошло, не заинтересовал их и заявленный мной тезис о перспективности такого способа повышать безопасность опасных производств, как ЗАТО. Все сложности функционирования ЗАТО свели к проблеме - «чтобы не сперли секретные чертежи».

И я не могу назвать это совещание «общественными слушаниями». Совещание с участием представителей Общественной палаты - да.

И к таким мероприятиям мы должны быть готовы. Потому, что теперь у нас рваный ритм политической жизни - каждые 4 года выборы, и у кормушки появляется новая команда. А нам надо жить «при любой погоде».

Просветительская работа на опережение должна стать постоянной составляющей основной деятельности предприятия. C переходом на рыночные отношения необходимо тратить средства, силы и интеллект на защиту своих интересов.

И в связи с этим мне странно, что более 15 человек из списка ВНИИЭФ либо не появились на семинаре, либо ушли: одни - после презентации выставки детского рисунка, другие - после первых выступлений гостей. Я не понял их поступка, и потому возможно, все, что я Вам говорю, не имеет отношения к истинной цели совещания.

- Что Вы можете сказать о составе участников?

- Я бы выделил три основные группы участников. Первая - это представители Общественной палаты.

Вторая – профессионалы из закрытых городов.

Третья - странные потусторонние люди, время от времени выкрикивающие: «Откройтесь, ведь живут же люди вне проволоки».

Представьте фантастическую ситуацию. Давно в деревне не было врача. Наконец заехали целой бригадой. У очередного больного на попе чирей. А ему навязчиво напоминают о возможности эвтаназии: «Это не больно, и болеть больше никогда не будешь».

Хотелось бы знать, чье мнение выражали выступавшие. Например, я не понял, от чьего имени сделал доклад А.Г.Орлов. Например, он обратился с предложением открыть ради эксперимента один из закрытых городов. И в итоговом документе совещания возможна запись «от руководства закрытых городов поступило предложение об открытии города». Кому будут благодарны жители «сданного» города?

- Вы участвовали в подготовке итогового документа семинара?

- В попытке написать такой документ. Редакционная группа не была утверждена участниками, и пришли те, кому это было небезразлично, и силы остались. Но написать не смогли. Все разъехались без итогового документа.

Минимально необходимое содержание документа мне лично виделось таким:

1. Напомнить, что решение об упразднении ЗАТО принимает Президент, по представлению Правительства. С инициативой о постановке вопроса могут выйти муниципальные власти.

2. Муниципальные власти ни одного из городов с такой инициативой не вышли.

3. Донести до Президента, до верховных властей, что мы боимся искаженного мнения «компетентной общественности» о проблеме открытия.

Документа ведь нет. Все будет сильно зависеть от организаторов семинара.

- Была еще одна группа участников - представители нашего министерства.

- Они не были едины. Более того, один министерский чиновник озадачил слушателей: повторно взял микрофон и высказал мнение, абсолютно противоположное сказанному им несколько минут назад. Право, такое впечатление, что кто-то ему сделал «втык» по мобильнику…

Мне ни разу в жизни не доводилось бывать на совещании, столь странно организованном. Достаточно сказать, что когда разошлись по секциям – оказалось, что в главной, по моему мнению, даже не определен ведущий. И если бы не мужество и интеллект Б.В.Певницкого, работа секции была бы сорвана. Может, так и было задумано?

- Что это за секция была?

- «Деятельность в интересах национальной безопасности» и вопросы обсуждались - «нужно ли открывать закрытые города»….

А ведь без рекомендаций именно этой секции работа остальных: «Образование и культура» и «Планирование стратегии развития» - чисто развлекательна.

О каком развитии культуры и образования может идти речь, если нормативы потребуют сокращения 30% учителей? И содержать даже существующую инфраструктуру будет не на что.

К новым задачам, которые возникнут после открытия города, наша милиция, видимо, готова, поскольку на слушаниях ее представителей не было. Предполагается, что и болеть горожане перестанут.

Значительная часть работы велась в перерывах. И я нескольким участникам секции «Культура и образование» передал вопрос: «Где в Сарове детям прививают стереотип «Не убий!». Ответа не получил.

- Почему именно этот вопрос?

- Недавно я увидел, как по снежному насту бежит красавица-белочка, детишки-школьники навстречу идут, я им говорю: «Ребята, тихо, посмотрите, живая белочка - какая изящная, чистенькая», - один из них тут же бряк: «Вот убить бы…». Первая реакция ребенка восьми лет – убить! Поэтому все эти слова-заклинания про развитие культуры мне не интересны. Фашисты тоже любили музыку, театр.

Сейчас наши дети по всем каналам ТВ видят одно и то же – кровь, убитых людей и разговоры в ресторане: «как будем убивать». Приучают к тому, что убийство - совершенно нормально.

Мне кажется, как ни парадоксально, не по «линии» города, а по «линии» ВНИИЭФ врастаем мы в культуру России. А городские власти только невнятно бормочут: «Дайте еще денег на капвложения в культуру». Надо прямо называть - на развитие шоу-бизнеса. Но тогда причем тут налогоплательщики?

- Была еще одна категория участников – представители СМИ...

- Не обижайтесь, но и для местных журналистов тема ЗАТО мало доступна. А что напишут журналисты элитарных журналов, боюсь предсказать.

Чтобы журналисты не оказались крайними, скажу, что были еще «политические бомжи» нашего города, которые не отдавали себе отчета в драматичности ситуации. И своими выступлениями еще более ее усугубляли, поскольку создали у гостей впечатление, что они и есть «мозги города Сарова».

- Представители ЗАТО эмоционально говорили о 131-м законе.

- Я напомню, когда принимался закон о ЗАТО, предполагались две формы компенсации за проживание в условиях особого режима: одна - дотации в бюджет, на хозяйство города, вторая - льготы каждому жителю (каждому!), за то, что он кое в чем ограничен.

Реализована была только одна – бюджетная. Горожане ее не чувствуют, поскольку привыкли. Когда отнимут - почувствуют все.

На один простой вопрос я не получил ответ. Простой он для тех, кто «в теме». Когда в недавнем прошлом Правительство, сделав ошибку или намеренно (тогда идея государственности была не в моде), позволило создать в ЗАТО оффшорные зоны - финансовый поток тек мимо государства в ЗАТО, в том числе в Саров. Никто из закрытых городов не бросился в Москву со словами «нам чужого не нужно». И механизм ограбления государства стали называть любовно «инвестиционной зоной».

Прошло время, и при слове «ЗАТО» лицо нового Президента краснело от негодования. Мне сказали, что четыре градоначальника из ЗАТО сидят, а двое во всероссийском розыске. Это те, кого сам народ выбрал. Неслабо, правда?

Новое Правительство выпустило новый документ, где вроде построило нас в один ряд с умирающими городками России. Но есть и приписка. «Особенности финансирования ЗАТО на основании существующего законодательства РФ». На мой простой вопрос: в каком кабинете Вам сказали, что они плевали на Закон «О ЗАТО», ответа я не получил.

- А ведь есть и Конституционный суд, и рядовая жительница Сарова продемонстрировала эффективность обращения туда…

- Да, да, я знаю… Кстати, может нам упасть в ноги этой хрупкой женщине – «хотим тебя в городской думе видеть». Ради нее сделал бы исключение и пошел бы на выборы, хотя после отказа от порога явки и изъятия графы «против всех» решил больше никогда в выборах не участвовать.

Один из сюжетов довольно неожиданно начал разворачиваться на этом совещании. А возможно даже, он и был главным. Речь идет об акционировании части нашего атомного хозяйства, наследия Советского Союза. Был представлен доклад о состоянии хозяйства Минатома. Ядерно-оружейному комплексу была посвящена всего одна строка и на одном слайде. В этой строке записано: «Комплекс, без сомнения, конкурентоспособен», - и следует вывод: именно поэтому на него не обращаем внимания.

Вот оно как! И не нужно нервировать «простых» саровчан, речь идет об открытии других городов.

- Но почему их открытие и акционирование предприятий обсуждалось в Сарове?

- А я не знаю, как реагировали бы жители этих городов на такие слушания в их городах.

Посмею напомнить общеизвестное. Если предприятие акционируется, то цель производства меняется: для акционеров главное – извлечение прибыли.

П.Ф.Шульженко напомнил: если, например, акционировать оружейный завод, то акционерам все равно, в кого будет стрелять это оружие.

Частное предприятие можно и продать, если предложат хорошие деньги.

Спрашивается, можно ли акционировать с извлечением выгоды предприятия атомного комплекса? Еще бы, замечательно, казалось бы. Но объем еще не утилизированной «грязи» от прошлой деятельности пока не уменьшается. Даже государственные предприятия, не ставящие себе целью прибыль, не справились пока с будущими Кыштымами и Чернобылями.

Удивительно - 15 лет прошло с создания закона о ЗАТО, а проблемы все те же самые. Тогда говорили: поскольку мы - ядерно-оружейный комплекс, мы не можем участвовать в приватизации, поэтому нам, государевым людям - жителям ЗАТО, компенсируйте невозможность приватизации и дайте акции Газпрома. Нам сказали: фиг вам. Теперь мы работаем в одной и той же системе, казалось бы. Акционируются какие-то предприятия. Так раздайте акции всем людям, которые в системе атомной промышленности...

- Что еще показалось интересным на семинаре? Люди, идеи?

- Было много умных и интересных идей, но вне основной темы. А вот по теме сказано столько глупостей…

Мне понравился представитель из Ханты-Мансийска. Он рассказал о рывке, который сделал его регион, они даже свой спутник запустили и в режиме реального времени видят, где находится любой житель и любой автомобиль, а в Сарове контроль безопасности на уровне девятнадцатого века.

Было сказано много слов о том, что талантливые ребята отсюда уезжают. Но это - проблема родителей, которые не хотят, чтобы дети уезжали. Проблема города в том, что к нам НЕ ХОТЯТ ЕХАТЬ - ни молодые специалисты во ВНИИЭФ, ни врачи, никто. И сводить всю проблему к деньгам - это неправильно. Ученому нужна не только зарплата, ему нужен уют, чтобы можно было спокойно и сосредоточенно думать, не отвлекаясь на бытовые проблемы, чтобы были ученики... Раньше было заблуждение, что науку можно делать по приказу, а теперь - что за деньги.

Сводить все к тому, что молодые к нам не едут потому, что их на отдых не выпустят за границу... Есть ряд более существенных «мелочей», создающих дискомфорт. Службы безопасности запрещают с сотовыми телефонами проходить на площадки, а на 21 площадке нет камер хранения. И молодая мать или отец не имеют возможности позвонить и узнать, пришел ли из музыкалки сынишка. К детской поликлинике нельзя подъехать на такси в дождь, там знак «Остановка запрещена» висит. В городе нет детского врача-эндокринолога. Список можно продолжить. Не говоря уж про заработки молодежи.

Корпоративное мышление сегодня - это прежде всего забота о молодых тружениках. Это ключевой момент развития. И похоже, наши руководители еще не поняли, что скоро будут драться не просто за талантливого молодого человека-физика, а за человека, который по здоровью способен водить автобус, работать в милиции…

- Мэр одного из закрытых городов, где сегодня делают инсулин, сказал, что это и есть реальный пример закрытости как товара.

- «Закрытость территории как товар». Это я опубликовал 15 лет назад, в том числе на семинаре в Новоуральске, куда был приглашен и получил гонорар за работу экспертом. Эту мысль сразу оценил уральский миллиардер В.А.Язев. И я передал его предложения о сотрудничестве, в частности, о создании Банка развития ЗАТО, в нашу думу... Помните предвыборные плакаты «Я люблю свой город»? Вот и до сих пор нас любят.

Наш город возомнил, что он самодостаточный. У него и терминология очень своеобразная. Местные органы Новоуральска озабочены расширением налоговой базы (налогов больше, когда много работающих с хорошими заработками), а наши городские власти создают рабочие места. Это мечты рабовладельцев. Мне рассказывал работник отдела кадров нижегородской фирмы, что саровчан сразу видно – только они спрашивают «Сколько я буду получать?», - все остальные: «Сколько я у Вас буду зарабатывать?»

И бесконечные разговоры о безопасности, которой не существуют. Надо говорить о новых опасностях, а не о безопасности.

- Кстати, о городе, как Вы оцениваете Концепцию стратегического развития Сарова до 2020 года?


- Когда я был маленький, мой крестный перечитал мне, наверно, все сказки народов мира. Нравились мне восточные сказки и притчи, в том числе про Ходжу Насреддина. Помните, он обещал хану через 20 лет научить осла говорить, рассчитывая, что помрет либо шах, либо ишак, либо он сам. Вот так и с долговременными проектами и концепциями.

И не могу сформулировать, по каким признакам можно быстро оценить проект. Бывает, что дорогой проект написан неграмотно с точки зрения русского языка. Тогда все ясно: пожалели денег на учителя русского языка, который поправил бы текст. Нельзя доверять этим людям: они либо жулики, либо слабые руководители.

Другой пример: сомнение в компетентности автора доклада о планах акционирования предприятий атомного комплекса, в его образованности и кругозоре, у меня возникло после его советов, опубликованных в газете «Саров». Цитата: «В Сарове есть очевидный бренд, связанный с Серафимом Саровским. И этот бренд не совместим с закрытостью территории».

С трудом удерживаюсь, ведь время Великого поста. Любителям брать слова и советы с Запада напомню (сюжет был на ТВ): в Греции появилось и набирает силу массовое женское движение против европейской вседозволенности. Цель его - не допустить поругания Афонского монастыря, не пустить туристок на Афон. Ведь доступ в Афонский монастырь не просто ограничен, а строго запрещен для женщин. Но и гречанки, и все православные женщины не считают себя в чем-то ограниченными.

Отмечу, что и представители местного самоуправления в качестве аргументов за открытие города произнесли странные слова: «Нужно учитывать «Православный проект».

Вспомнилось, «если нельзя уничтожить или запретить, то нужно возглавить».

Что нам делать? Жить! Я полностью согласен с одним из внешних экспертов. Он сказал - главная задача сегодня: наемные работники должны самоорганизовываться, защищать свои интересы, интересы своей родной страны.

Интервью И.Жидова,
Записал Д.Инсаров

Al
Аватара пользователя
Связаться:

№ 5 Сообщение Al » 11 апр 2007 01:09

П.С. Все, что выложено мной - из номера 14 "Нового Города".

Al
Аватара пользователя
Связаться:

№ 6 Сообщение Al » 11 апр 2007 18:49

И еще немного: из №15
Мы должны быть готовы к завтрашнему дню

Откроют Саров или нет, и чем это чревато для Ядерного центра и горожан - эта тема волнует многих. Беседа в редакции стала еще одной попыткой осмысления итогов общественных экспертных слушаний, прошедших в Доме ученых.

Т.И. Горбачева, ответственный редактор «Нового города №»: - Тема слушаний была заявлена как открытие закрытых городов. Но существование этих городов - прерогатива Правительства и Президента. Я нигде не слышала их высказываний по этому поводу. Инициатива в данном случае может идти и снизу, от местного самоуправления. Этого тоже нет. Так почему эта тема постоянно возникает, почему к ней постоянно возвращались ведущие?

Д.В. Сладков, помощник директора РФЯЦ-ВНИИЭФ по связям с общественностью: - Свидетельствую, эта тема на слушаниях была далеко не главной, но именно она по очевидным причинам обостренно воспринимается в городе. И кстати, Вы неправы, говоря, что слушания проводились на тему открытия. Напомню еще раз, что слушания назывались «Стратегии социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в Российской Федерации». Где здесь открытие? Напомню и то, как обозначили темы своей работы экспертные группы: «Безопасность», «Социальная политика», «Инструменты развития». И здесь про открытие ничего нет.

Событие, проведенное по инициативе Росатома и Общественной палаты РФ, стало преемственным по отношению к саровской работе, последних лет. Взять хотя бы меморандум, подготовленный в 2004 году и подписанный Б.В.Певницким и А.Г.Орловым. Ваша газета его напечатала тогда же. Там жестко говорится о возможных негативных последствиях каких бы то ни было непродуманных действий. Важно, чтобы достояние, накопленное здесь, не только производственное, но и социальное, культурное - сохранилось и было перенесено в будущее. Но на каждом новом шаге развития истории всё без исключения в будущее не удается перенести никогда.

Вот есть целенаправленно созданный в определенных исторических условиях искусственный механизм закрытого города. Он связан с определенным временем и определенной общественной формацией. Закрытость ведь не сама по себе важна, она была введена здесь для чего-то. И в законе прописано: это есть форма особого режима безопасного функционирования атомного объекта. Как нам напомнили на семинаре, она была заимствована в сороковые годы у США. Прошли десятилетия, мир изменился, изменилась и Россия. В тех же Штатах технологии безопасности изменились по крайней мере дважды. А здесь они остаются в принципе теми же, что и полвека назад. Участники слушаний выделили в этом три опасности.

Первое - эти технологии перестали соответствовать техническому состоянию общества эпохи Интернета, мобильных телефонов, гигабайтных flash-карт и так далее.

Второе - эти технологии перестали соответствовать социокультурным установкам людей, прежде всего талантливой, образованной, амбициозной молодежи, которая уже привыкла жить в открытом мире. Среди них очень много патриотов, готовых утверждать наши русские ценности – в открытом обществе. При сохранении прежних подходов к безопасности одним повышением зарплаты в 2-3 раза проблемы не решить. Что такое для этих молодых людей тридцать тысяч рублей в начале карьеры? Этим их не привлечешь. И мы эту молодежь пока теряем.

Третий тревожный момент - инвестиции. Да, инвесторы могут оформить пропуска. Но когда речь идет о серьезных деньгах, быть хотя бы в микроскопической зависимости от непрозрачных решений ответственных инстанций с точки зрения бизнеса недопустимо. При этом в логике безопасности эта непрозрачность понятна и оправдана. В целом же это приводит к тому, что инвестиции в город почти не идут. С большим трудом разворачиваются «Копейка» и «Магнит». О чуть более качественных сетях и речи нет – не хотят они сюда идти. Но именно торговые сети обеспечивают современные стандарты городской жизни, а значит, привлекают, либо отталкивают ту самую амбициозную молодежь.

Сегодня ВНИИЭФ успешно работает. Но что будет завтра? История страны не кончается, и отвечать на новые научно-технические вызовы мирового уровня нам придется и через десятилетия. Так что лучшая молодежь страны здесь еще как понадобится. А прежние механизмы ее отбора, применявшиеся в советские годы, больше не действуют. Их нет, как нет и прежнего государства.

Александр Густавович Орлов говорил на слушаниях: «Надо рассматривать все сценарии». В 1992 году наши друзья и коллеги разработали и продвинули закон «О ЗАТО». Для того времени это был подвиг: он не дал все развалить (мне грустно думать, что эти люди до сих пор не отмечены – ни государством, ни городским сообществом). Но жизнь идет дальше, а мы 15 лет сидим в обороне с установкой на консервацию. Чем дольше эта ситуация будет продолжаться, тем разрушительнее будут последствия, когда переформатирование наконец начнется. Не может анклав, устроенный по законам середины ХХ века, жить до бесконечности в стране, которая ушла на многие десятилетия вперед.

Важно, чтобы горожане понимали: пока никто ничего не собирается предпринимать. На слушаниях часто повторяли, что определение судьбы ЗАТО – очень ответственное дело. Но эта ответственность не должна приводить к параличу мысли. Тем более что наше современное государство - не монолит сталинско-брежневских времен, это явление внутренне противоречивое, конфликтное, поле борьбы интересов. И при всех греющих душу государственника тенденциях последних лет, я бы не полагался всецело на добрую волю государства и считал важным интенсивно работать над вариантами поведения в самых разных ситуациях. У городского сообщества должна быть концептуальная и проектная готовность по всему полю.

Горбачева: - Национальная безопасность - вещь инвариантная и постоянная.

Сладков: - Не факт. Есть же компрадорские демократии, обслуживающие внешнего хозяина. У них совсем иное представление о безопасности. Вопрос в том, кто именно является держателем национальной безопасности. Кто вкачивает в эту безопасность ресурсы. Как денежные, материальные, так и интеллектуальные, волевые. В конце 80-х ослабла воля всего народа, поэтому могли делаться черные дела. Мы все это видели, мы это прожили. Сейчас надо собирать. Почему важен диалог с Общественной палатой? Там есть люди, умеющие говорить с государством, но не тождественные ему, умеющие направлять государственную и общественную повестку дня путем влияния. Диалог с этими людьми, союз с ними очень важен. Этот диалог только начался. Впереди аналитическая и проектная работа на годы. Сегодня руководство города и Института готово вести ее в публичном, гласном формате.

Горбачева: - Однако руководители ВНИИЭФ, которые были приглашены, не появились. Я никого, кроме Шульженко и Гусева, не видела, что это означает?

Сладков: - Жанр был задан в названии: общественные экспертные слушания. Каждый участник появлялся там в личном качестве как эксперт, то есть человек, владеющий определенным содержанием. В работе с начала и до конца приняло участие много сотрудников Института, занимающих разные должности, у руководства же есть обычная занятость, календарные дела.

Горбачева: - Но это не попытка дистанцироваться?

Сладков: - Если бы такая попытка была, то выбрали бы для работы другую площадку, а не Дом ученых, и Вашего покорного слуги там бы не было, и многих иных людей.

Понятно, что начатое содержательное движение будет сопровождаться людскими страстями - это жизнь. Но мы не имеем права не готовиться к будущему, к переменам, которые происходят у нас на глазах. Эта подготовка должна вестись спокойно, размеренно, ответственно, и при этом – с открытыми глазами, с трезвым сознанием того, что прошлое не вернется и право на лидерство надо завоевывать заново в принципиально новых условиях.

В больших городах люди давно живут в открытом мире, в том числе те, кто работает в науке и высоких технологиях. Полгода сегодняшний специалист живет и работает за границей, полгода здесь. 9/10 его бюджета могут составлять гранты, но это не означает продажности или нелюбви к России – это реальность сегодняшнего дня. Какие отсюда практические выводы?

Нам как месту трудоустройства надо быть конкурентоспособными. Даже если мы сумеем повысить цену труда здесь в два раза, это все равно будет означать наше огромное запаздывание. А школьников и студентов с каждым годом становится все меньше, и скоро будем биться даже не за талантливых, а вообще за любых, кого можно научить азам математики. Отсюда важна привлекательность Сарова: не только зарплата (хотя и она – в первую очередь), не только обустроенность, комфортность жизни (хотя и она тоже), но интеллектуальная и духовная привлекательность.

Саровская история, монастырская и ядерная, это наша рента: лучшие люди страны готовы ехать сюда бесплатно, читать лекции, вкладывать знания. Теперь эту ренту надо капитализировать, превратить в устойчивые формы развития. Но до этого надо корпоративно дозреть: этого не сделаешь усилиями горстки энтузиастов. Это должно быть серьезное движение, поддержанное на государственном, муниципальном, ведомственном уровне.

Демографический спад неизбежно приведет к тому, что в ближайшие 20 лет из трех малых городов в России останется два, а один превратится в руины. Какой именно – вопрос открытый. Тот, жители которого сумеют быть полезнее для страны. Ядерный центр - наша козырная карта, его наличие во многом выводит нас из прямой борьбы за выживание. Но думать, что эта карта вообще избавит Саров от конкурентной борьбы за людские и финансовые ресурсы, было бы наивно.

Горбачева: - Цель слушаний - завязать отношения с Общественной палатой, показать все многообразие наших проблем и мнений...

Сладков: - Чтобы они начинали вместе с нами этим жить – как своим. И Общественная палата, и руководство Росатома должны формировать национальную повестку дня с учетом нашего видения. Только в кабинетах такие вещи не решаются. Глубоко убежден: профессиональная корпорация оружейников-ядерщиков – один из реальных носителей самой идеи государственности. А раз так, на государство надо влиять всеми средствами, которые нам доступны.

Мы должны быть заметны и влиятельны – как сословие, как корпорация. Только так мы получим право участвовать на равных в формировании будущего.

Наш корр.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1755 раз
Поблагодарили: 7513 раз
Связаться:

№ 7 Сообщение BadBlock » 12 апр 2007 02:07

«Необходимо тратить средства, силы и интеллект на защиту своих интересов»

Игорь Георгиевич Жидов – о слушаниях по ЗАТО, прошедших 22-24 марта в Сарове.

- Игорь Георгиевич, Вы были участником общественных экспертных слушаний, проходивших в Сарове 22-24 марта. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

- Участвовал не из любопытства. Я был включен в список ВНИИЭФ, и для меня это была работа, в течение четырех дней, включая и воскресенье, и еще несколько дней я готовился к семинару: освежил в памяти документы, связанные с ЗАТО, почитал доступные в Интернете публикации наших гостей.

- И какое впечатление от них?

- Издание словарей иностранных слов не успевает за смелым полетом их мыслей… И еще, мне показалось, что было бы правильно, если бы гости спровоцировали, в хорошем смысле, честную дискуссию и сделали свой доклад «Закрытые города России – наследие советского атомного проекта». Но этого не произошло, не заинтересовал их и заявленный мной тезис о перспективности такого способа повышать безопасность опасных производств, как ЗАТО. Все сложности функционирования ЗАТО свели к проблеме - «чтобы не сперли секретные чертежи».

И я не могу назвать это совещание «общественными слушаниями». Совещание с участием представителей Общественной палаты - да.

И к таким мероприятиям мы должны быть готовы. Потому, что теперь у нас рваный ритм политической жизни - каждые 4 года выборы, и у кормушки появляется новая команда. А нам надо жить «при любой погоде».

Просветительская работа на опережение должна стать постоянной составляющей основной деятельности предприятия. C переходом на рыночные отношения необходимо тратить средства, силы и интеллект на защиту своих интересов.

И в связи с этим мне странно, что более 15 человек из списка ВНИИЭФ либо не появились на семинаре, либо ушли: одни - после презентации выставки детского рисунка, другие - после первых выступлений гостей. Я не понял их поступка, и потому возможно, все, что я Вам говорю, не имеет отношения к истинной цели совещания.

- Что Вы можете сказать о составе участников?

- Я бы выделил три основные группы участников. Первая - это представители Общественной палаты.

Вторая – профессионалы из закрытых городов.

Третья - странные потусторонние люди, время от времени выкрикивающие: «Откройтесь, ведь живут же люди вне проволоки».

Представьте фантастическую ситуацию. Давно в деревне не было врача. Наконец заехали целой бригадой. У очередного больного на попе чирей. А ему навязчиво напоминают о возможности эвтаназии: «Это не больно, и болеть больше никогда не будешь».

Хотелось бы знать, чье мнение выражали выступавшие. Например, я не понял, от чьего имени сделал доклад А.Г.Орлов. Например, он обратился с предложением открыть ради эксперимента один из закрытых городов. И в итоговом документе совещания возможна запись «от руководства закрытых городов поступило предложение об открытии города». Кому будут благодарны жители «сданного» города?

- Вы участвовали в подготовке итогового документа семинара?

- В попытке написать такой документ. Редакционная группа не была утверждена участниками, и пришли те, кому это было небезразлично, и силы остались. Но написать не смогли. Все разъехались без итогового документа.

Минимально необходимое содержание документа мне лично виделось таким:

1. Напомнить, что решение об упразднении ЗАТО принимает Президент, по представлению Правительства. С инициативой о постановке вопроса могут выйти муниципальные власти.

2. Муниципальные власти ни одного из городов с такой инициативой не вышли.

3. Донести до Президента, до верховных властей, что мы боимся искаженного мнения «компетентной общественности» о проблеме открытия.

Документа ведь нет. Все будет сильно зависеть от организаторов семинара.

- Была еще одна группа участников - представители нашего министерства.

- Они не были едины. Более того, один министерский чиновник озадачил слушателей: повторно взял микрофон и высказал мнение, абсолютно противоположное сказанному им несколько минут назад. Право, такое впечатление, что кто-то ему сделал «втык» по мобильнику…

Мне ни разу в жизни не доводилось бывать на совещании, столь странно организованном. Достаточно сказать, что когда разошлись по секциям – оказалось, что в главной, по моему мнению, даже не определен ведущий. И если бы не мужество и интеллект Б.В.Певницкого, работа секции была бы сорвана. Может, так и было задумано?

- Что это за секция была?

- «Деятельность в интересах национальной безопасности» и вопросы обсуждались - «нужно ли открывать закрытые города»….

А ведь без рекомендаций именно этой секции работа остальных: «Образование и культура» и «Планирование стратегии развития» - чисто развлекательна.

О каком развитии культуры и образования может идти речь, если нормативы потребуют сокращения 30% учителей? И содержать даже существующую инфраструктуру будет не на что.

К новым задачам, которые возникнут после открытия города, наша милиция, видимо, готова, поскольку на слушаниях ее представителей не было. Предполагается, что и болеть горожане перестанут.

Значительная часть работы велась в перерывах. И я нескольким участникам секции «Культура и образование» передал вопрос: «Где в Сарове детям прививают стереотип «Не убий!». Ответа не получил.

- Почему именно этот вопрос?

- Недавно я увидел, как по снежному насту бежит красавица-белочка, детишки-школьники навстречу идут, я им говорю: «Ребята, тихо, посмотрите, живая белочка - какая изящная, чистенькая», - один из них тут же бряк: «Вот убить бы…». Первая реакция ребенка восьми лет – убить! Поэтому все эти слова-заклинания про развитие культуры мне не интересны. Фашисты тоже любили музыку, театр.

Сейчас наши дети по всем каналам ТВ видят одно и то же – кровь, убитых людей и разговоры в ресторане: «как будем убивать». Приучают к тому, что убийство - совершенно нормально.

Мне кажется, как ни парадоксально, не по «линии» города, а по «линии» ВНИИЭФ врастаем мы в культуру России. А городские власти только невнятно бормочут: «Дайте еще денег на капвложения в культуру». Надо прямо называть - на развитие шоу-бизнеса. Но тогда причем тут налогоплательщики?

- Была еще одна категория участников – представители СМИ...

- Не обижайтесь, но и для местных журналистов тема ЗАТО мало доступна. А что напишут журналисты элитарных журналов, боюсь предсказать.

Чтобы журналисты не оказались крайними, скажу, что были еще «политические бомжи» нашего города, которые не отдавали себе отчета в драматичности ситуации. И своими выступлениями еще более ее усугубляли, поскольку создали у гостей впечатление, что они и есть «мозги города Сарова».

- Представители ЗАТО эмоционально говорили о 131-м законе.

- Я напомню, когда принимался закон о ЗАТО, предполагались две формы компенсации за проживание в условиях особого режима: одна - дотации в бюджет, на хозяйство города, вторая - льготы каждому жителю (каждому!), за то, что он кое в чем ограничен.

Реализована была только одна – бюджетная. Горожане ее не чувствуют, поскольку привыкли. Когда отнимут - почувствуют все.

На один простой вопрос я не получил ответ. Простой он для тех, кто «в теме». Когда в недавнем прошлом Правительство, сделав ошибку или намеренно (тогда идея государственности была не в моде), позволило создать в ЗАТО оффшорные зоны - финансовый поток тек мимо государства в ЗАТО, в том числе в Саров. Никто из закрытых городов не бросился в Москву со словами «нам чужого не нужно». И механизм ограбления государства стали называть любовно «инвестиционной зоной».

Прошло время, и при слове «ЗАТО» лицо нового Президента краснело от негодования. Мне сказали, что четыре градоначальника из ЗАТО сидят, а двое во всероссийском розыске. Это те, кого сам народ выбрал. Неслабо, правда?

Новое Правительство выпустило новый документ, где вроде построило нас в один ряд с умирающими городками России. Но есть и приписка. «Особенности финансирования ЗАТО на основании существующего законодательства РФ». На мой простой вопрос: в каком кабинете Вам сказали, что они плевали на Закон «О ЗАТО», ответа я не получил.

- А ведь есть и Конституционный суд, и рядовая жительница Сарова продемонстрировала эффективность обращения туда…

- Да, да, я знаю… Кстати, может нам упасть в ноги этой хрупкой женщине – «хотим тебя в городской думе видеть». Ради нее сделал бы исключение и пошел бы на выборы, хотя после отказа от порога явки и изъятия графы «против всех» решил больше никогда в выборах не участвовать.

Один из сюжетов довольно неожиданно начал разворачиваться на этом совещании. А возможно даже, он и был главным. Речь идет об акционировании части нашего атомного хозяйства, наследия Советского Союза. Был представлен доклад о состоянии хозяйства Минатома. Ядерно-оружейному комплексу была посвящена всего одна строка и на одном слайде. В этой строке записано: «Комплекс, без сомнения, конкурентоспособен», - и следует вывод: именно поэтому на него не обращаем внимания.

Вот оно как! И не нужно нервировать «простых» саровчан, речь идет об открытии других городов.

- Но почему их открытие и акционирование предприятий обсуждалось в Сарове?

- А я не знаю, как реагировали бы жители этих городов на такие слушания в их городах.

Посмею напомнить общеизвестное. Если предприятие акционируется, то цель производства меняется: для акционеров главное – извлечение прибыли.

П.Ф.Шульженко напомнил: если, например, акционировать оружейный завод, то акционерам все равно, в кого будет стрелять это оружие.

Частное предприятие можно и продать, если предложат хорошие деньги.

Спрашивается, можно ли акционировать с извлечением выгоды предприятия атомного комплекса? Еще бы, замечательно, казалось бы. Но объем еще не утилизированной «грязи» от прошлой деятельности пока не уменьшается. Даже государственные предприятия, не ставящие себе целью прибыль, не справились пока с будущими Кыштымами и Чернобылями.

Удивительно - 15 лет прошло с создания закона о ЗАТО, а проблемы все те же самые. Тогда говорили: поскольку мы - ядерно-оружейный комплекс, мы не можем участвовать в приватизации, поэтому нам, государевым людям - жителям ЗАТО, компенсируйте невозможность приватизации и дайте акции Газпрома. Нам сказали: фиг вам. Теперь мы работаем в одной и той же системе, казалось бы. Акционируются какие-то предприятия. Так раздайте акции всем людям, которые в системе атомной промышленности...

- Что еще показалось интересным на семинаре? Люди, идеи?

- Было много умных и интересных идей, но вне основной темы. А вот по теме сказано столько глупостей…

Мне понравился представитель из Ханты-Мансийска. Он рассказал о рывке, который сделал его регион, они даже свой спутник запустили и в режиме реального времени видят, где находится любой житель и любой автомобиль, а в Сарове контроль безопасности на уровне девятнадцатого века.

Было сказано много слов о том, что талантливые ребята отсюда уезжают. Но это - проблема родителей, которые не хотят, чтобы дети уезжали. Проблема города в том, что к нам НЕ ХОТЯТ ЕХАТЬ - ни молодые специалисты во ВНИИЭФ, ни врачи, никто. И сводить всю проблему к деньгам - это неправильно. Ученому нужна не только зарплата, ему нужен уют, чтобы можно было спокойно и сосредоточенно думать, не отвлекаясь на бытовые проблемы, чтобы были ученики... Раньше было заблуждение, что науку можно делать по приказу, а теперь - что за деньги.

Сводить все к тому, что молодые к нам не едут потому, что их на отдых не выпустят за границу... Есть ряд более существенных «мелочей», создающих дискомфорт. Службы безопасности запрещают с сотовыми телефонами проходить на площадки, а на 21 площадке нет камер хранения. И молодая мать или отец не имеют возможности позвонить и узнать, пришел ли из музыкалки сынишка. К детской поликлинике нельзя подъехать на такси в дождь, там знак «Остановка запрещена» висит. В городе нет детского врача-эндокринолога. Список можно продолжить. Не говоря уж про заработки молодежи.

Корпоративное мышление сегодня - это прежде всего забота о молодых тружениках. Это ключевой момент развития. И похоже, наши руководители еще не поняли, что скоро будут драться не просто за талантливого молодого человека-физика, а за человека, который по здоровью способен водить автобус, работать в милиции…

- Мэр одного из закрытых городов, где сегодня делают инсулин, сказал, что это и есть реальный пример закрытости как товара.

- «Закрытость территории как товар». Это я опубликовал 15 лет назад, в том числе на семинаре в Новоуральске, куда был приглашен и получил гонорар за работу экспертом. Эту мысль сразу оценил уральский миллиардер В.А.Язев. И я передал его предложения о сотрудничестве, в частности, о создании Банка развития ЗАТО, в нашу думу... Помните предвыборные плакаты «Я люблю свой город»? Вот и до сих пор нас любят.

Наш город возомнил, что он самодостаточный. У него и терминология очень своеобразная. Местные органы Новоуральска озабочены расширением налоговой базы (налогов больше, когда много работающих с хорошими заработками), а наши городские власти создают рабочие места. Это мечты рабовладельцев. Мне рассказывал работник отдела кадров нижегородской фирмы, что саровчан сразу видно – только они спрашивают «Сколько я буду получать?», - все остальные: «Сколько я у Вас буду зарабатывать?»

И бесконечные разговоры о безопасности, которой не существуют. Надо говорить о новых опасностях, а не о безопасности.

- Кстати, о городе, как Вы оцениваете Концепцию стратегического развития Сарова до 2020 года?

- Когда я был маленький, мой крестный перечитал мне, наверно, все сказки народов мира. Нравились мне восточные сказки и притчи, в том числе про Ходжу Насреддина. Помните, он обещал хану через 20 лет научить осла говорить, рассчитывая, что помрет либо шах, либо ишак, либо он сам. Вот так и с долговременными проектами и концепциями.

И не могу сформулировать, по каким признакам можно быстро оценить проект. Бывает, что дорогой проект написан неграмотно с точки зрения русского языка. Тогда все ясно: пожалели денег на учителя русского языка, который поправил бы текст. Нельзя доверять этим людям: они либо жулики, либо слабые руководители.

Другой пример: сомнение в компетентности автора доклада о планах акционирования предприятий атомного комплекса, в его образованности и кругозоре, у меня возникло после его советов, опубликованных в газете «Саров». Цитата: «В Сарове есть очевидный бренд, связанный с Серафимом Саровским. И этот бренд не совместим с закрытостью территории».

С трудом удерживаюсь, ведь время Великого поста. Любителям брать слова и советы с Запада напомню (сюжет был на ТВ): в Греции появилось и набирает силу массовое женское движение против европейской вседозволенности. Цель его - не допустить поругания Афонского монастыря, не пустить туристок на Афон. Ведь доступ в Афонский монастырь не просто ограничен, а строго запрещен для женщин. Но и гречанки, и все православные женщины не считают себя в чем-то ограниченными.

Отмечу, что и представители местного самоуправления в качестве аргументов за открытие города произнесли странные слова: «Нужно учитывать «Православный проект».

Вспомнилось, «если нельзя уничтожить или запретить, то нужно возглавить».

Что нам делать? Жить! Я полностью согласен с одним из внешних экспертов. Он сказал - главная задача сегодня: наемные работники должны самоорганизовываться, защищать свои интересы, интересы своей родной страны.

Интервью И.Жидова,

Записал Д.Инсаров

Partizan
Связаться:

№ 8 Сообщение Partizan » 13 апр 2007 17:02

4: Al

+1 Игорю Георгиевичу Жидову
... после отказа от порога явки и изъятия графы «против всех» решил больше никогда в выборах не участвовать.
Аналогично, ибо бессмысленно. Как белорусским партизанам в 1943-м выбирать гауляйтера Минска...

Ответить

Вернуться в «РФЯЦ-ВНИИЭФ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей