Заметки бывшего учителя

Родительские проблемы, роды, кормление, уход, врачи, воспитание, обучение...
Ответить
Сообщение
Автор
BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7582 раза
Связаться:

№ 0 Сообщение BadBlock » 25 янв 2020 05:00

Заметки бывшего учителя

Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в Рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 гг. Преподавал историю, а также обществоведение, психологию и логику (в те годы экспериментально практиковались и такие дисциплины). Был классным руководителем. Ушёл из школы вместе с моими выпускниками, так что совесть перед ними чиста. Минуло четверть века и в прошлом году меня попросили временно заменить в одной из школ захворавшего историка. Так, нежданно-негаданно для себя, я вновь погрузился в эту прекрасно-необыкновенную, чудовищно-непутёвую школьную жизнь, со всеми её плюсами и недостатками.

У меня появилась завидная возможность сравнить своих учеников – тех, прошлых и нынешних, современных. Это было особенно любопытно, тем более, что среди новых учеников обнаружились отпрыски моих былых воспитанников. Сравнение отцов и детей обещало быть интересным!

Считается, что у хорошего педагога любимчиков не бывает. Ему все дети одинаково противны. Я учитель плохой… Детей очень люблю и сам, будучи современным папой, искренне пытаюсь понять новое поколение, младое и малознакомое. Сами по себе дети прекрасны! Есть просто умнички и лапочки, со многими, как мне кажется, мы искренне подружились. Тронули до глубины души их слёзы на глазах, когда через полгода нашей совместной работы, настал срок мне покидать это гостеприимное школьное сообщество. Спасибо, милые мои, я вас помню и люблю… Так есть ли отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением славных оболтусов?

ПЕРВОЕ, что бросается в глаза в современной школе — много тучных детей, особенно девочек. Виной тому, полагаю, не только нездоровое питание, но и те стрессы, в которые дети погружены с момента рождения. Нередко полный человек набирает лишний вес именно под воздействием постоянного нервного напряжения. Это своеобразная защитная реакция организма. Дети, если сравнивать с прежними поколениями, вообще очень мало развиты физически. Отсутствие подвижных игр. Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи «скакалочки», «резиночки», а мальчики гоняли мячик. Никаких «казаков-разбойников» и «салочек»! В лучшем случае – бессмысленная возня и толкотня. Но чаще всего, Его Величество МОБИЛЬНИК! Забывая всё на свете, не видя никого и ничего, дети тычут пальчиком по экрану. Они «играют» на мобильнике по дороге в школу, на перемене, играют на уроке, в туалете, играют по дороге домой. Начало урока, для детей всегда мука – ведь зловредный учитель требует спрятать мобильник с недоигранной игрой! Дети злятся, они раздражены и мало думают об уроке…

ВТОРОЕ. Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я ещё помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого получается много! Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя. Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ёрзает, руки бегают по парте, ребёнок бессмысленно перекладывает карандаши-ручки-линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит её на место. Интересуюсь: «Саша, что ты искал?». Смущённо улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких «Саш» — полкласса.

ТРЕТЬЕ. Современные дети с рождения усваивают массу информации, но вся эта информация, как правило, мало связана с обыденной жизнью и уж конечно не имеет отношения к истории. Рассказываю на уроке о крестьянском труде, о подсечно-огневом земледелии. Тут понимаю, что дети вообще не ориентируются, что такое плуг, зачем нужна борона, как сеют и выращивают хлеб! Недоумённо хлопают глазами. В старое время советские дети получали много информации из мультиков. Помните? Кошечки и собачки пекли хлеб, Фока на все руки дока ковал подковы в кузне, персонажи народных сказок из советских мультфильмов много и трудолюбиво работали. В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда – они «мир спасают»!

ЧЕТВЁРТОЕ. Дети не читают, т.е. совершенно! Вообще!!! Успешное преподавание истории обязательно базируется на тех историко-приключенческих романах, которые подросток «проглотил» к средней школе. Помните, у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Сейчас не читают никаких книг… И вот стою я перед классом, весь такой красивый и самонадеянный, рассказываю об истории Франции XVII века и наивно вопрошаю: «Помните, как д'Артаньян приезжает в Париж?» И вижу огромные недоумённые глаза детей! Оказывается, из четырёх средних классов, роман «Три мушкетёра» читали лишь ТРИ человека!!! Но я такой старый, что ещё помню, как это произведение читали буквально ВСЕ, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным! Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит – читающий ребёнок. Увы, но таких уникумов прискорбно мало…

ПЯТОЕ. Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их «личному потреблению». У меня есть небольшая коллекция предметов, привезённых из археологических экспедиций. В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами… Теперь же, попытка предъявить мою коллекцию ученикам, вызвала у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). 25 лет назад это вызывало восторг... Сегодня это им НЕ ИНТЕРЕСНО! Переданное мною по рядам рубило каменного века, многие даже не рассматривая передавали дальше.
Я вообще был приучен к особому вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка, все дружно хватают мобильники и играя на ходу, вылетают в коридор.

ШЕСТОЕ. В каждом классе всегда были диссиденты. Это, как правило, дети-личности, они особые, неординарные. Они могли портить нервы учителю, могли спорить и не соглашаться, отстаивая своё мнение. Таких учеников вечно ругали, «пытались поставить на место», их родителей нередко вызывали к директору. Но умные учителя, таких ребят в душе очень любили. Это были ЛИЧНОСТИ, имеющие своё собственное мнение. В современной школе такой диссидентствующий типаж также имеется. Только разница в том, что нынешний «диссидент» портит тебе нервы и умничает не потому, что «борется за справедливость». Он язвит ПРОСТО «ПО ПРИКОЛУ»! У него нет особого, своего мнения. Это изначально умный, неординарный ребёнок, с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому – просто дерзит.

СЕДЬМОЕ. У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так… Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из учебников готовые ответы! В прежние годы, мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась… Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока, мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах. Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само-собой. Может быть дело в этих стереотипах сознания?

Присматриваясь к мультяшкам и кинофильмам, которые смотрят наши дети, которые сегодня идут в кинотеатрах, можно заметить, что многие из них имеют некую общую канву. Живёт некий мальчик (девочка) – откровенный лузер и неудачник. Он (она) не обладает никакими особыми способностями, никакими особыми талантами. Он беден, некрасив и одинок. И вдруг неожиданно выясняется, что он (она) ИЗБРАННЫЙ! Он пришёл в это воплощение, чтобы СПАСТИ МИР! Невероятным волшебным образом наш вчерашний неудачник вдруг приобретает особые таланты, способности и становится СУПЕРГЕРОЕМ! Он обретает всё – славу, почёт, любовь, дружбу и успех! Заметим, это в старом «совковом кино», герой, чтобы обрести себя должен был много трудиться, учиться, преодолевать трудности и свою собственную лень. В советском мультфильме просто так никому ничего не доставалось. Только через ТРУД и преодоление лени, трусости, эгоизма обыденный персонаж становился Героем. Он не превращался чудом, он делал себя САМ! В современных мультфильмах герой как правило приобретает свои способности просто так, по волшебству, или на худой конец, скушав особую пилюлю (тогда это уже не фэнтези, а научная фантастика). Может быть в этом стереотипе, навязанном современным кинематографом и скрывается тот факт, что многие дети просто ждут подарка от судьбы, не желая прикладывать к этому никакого труда?

ВОСЬМОЕ. Современные дети очень любят «качать права», ведь их с первого класса старательно знакомят с «правами ребёнка». Если бы они также хорошо помнили о своих обязанностях…

ДЕВЯТОЕ. Я был потрясён практически полным отсутствием брезгливости у своих теперешних учеников. Они спокойно сидят и лежат прямо на полу в коридоре и на лестнице. Они кладут без особого пакета свои грязные кроссовки с урока физкультуры прямо в сумку, вперемежку с учебниками и тетрадями. Они роняют печенюшки на пол, а затем поднимают их и спокойно едят… Впрочем, возможно, это общеевропейские тенденции, а я – старый замшелый консерватор. В Европе я насмотрелся на приличного вида девушек, мирно отдыхающих на полу общественного туалета (туалет унисекс), на бодрых французов, спокойно кладущих свежекупленный багет на сиденье автомобиля или общественную скамейку. Видел щеголеватого немца, уронившего сигарету на мостовую, который поднял и невозмутимо прикурил её… Может, так и надо. Ну её, эту брезгливость…

И наконец, ДЕСЯТОЕ… Я всегда пытался пробудить у своих учеников стремление к Высокому духовному идеалу, воспитать уважение к духовным ценностям нашего несовершенного мира. Мне кажется, что у каждого нормального человека должна быть в жизни Высокая Мечта. Во время моей недавней школьной практики дети делились своими мыслями. Они были разными, но горько тронули меня слова одного мальчугана из 6-го класса, который печально сказал: «Я мечтаю учиться на родном языке…» Такая вот, Высокая Мечта.

В заключение, хочу заметить, что вовсе не критикую НАШИХ детей. Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время. И особая роль и особая задача родителей, всеми силами помогать им. Даже сейчас, дайте мне нормальный учебник, нормальную продуманную учебную программу и не мешайте работать, уверен, что с этими детьми можно творить чудеса! Да только, кто же даст…

https://www.yaplakal.com/forum3/topic2061805.html

bebe
Аватара пользователя
Благодарил (а): 832 раза
Поблагодарили: 940 раз

№ 1 Сообщение bebe » 25 янв 2020 12:53

BadBlock писал(а) ↑ 25 янв 2020 05:00: Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи «скакалочки», «резиночки», а мальчики гоняли мячик. Никаких «казаков-разбойников» и «салочек»!
Какие салочки!
Мой, пошёл в этом году в первый класс, в конце первой четверти, я с удивлением узнал от него, что их (первоклашек) на переменах даже в коридор не выпускают, только в туалет. Спрашиваю, а что же вы делаете на переменах тогда? Сидим за партами, играем с принесенными игрушками, кто уже читать умеет, читают принесенные книжки. Мне в голову такая дичь не могла прийти, что детей на перемене не выпускают в коридор, в моё время наоборот, всех выгоняли из класса, открывали форточки-окна и помещение проветривали перед следующим уроком.
Учителя страшно бояться любых травм, потому как неадекватные мамашки бывают, и уголовная ответственность, от того и держат детей в заперти. А ещё, на уроках физкультуры есть учебник! такого в моё время не было, нахрена нужен учебник физкультуры? Они его читают, изучают теорию, вместо того, что бы бегать, прыгать на уроке. Этого я тоже понять не могу. А ещё, на уроке физкультуры по лыжам, первоклашкам не положены лыжные палки! Учителя тоже бояться травм! Запугали всех и учителей, в первую очередь. Просто дичь.
На переменах, даже школьников постарше, вообще из школы не выпускают, какое там погонять мяч на перемене, забудьте про это.
А этот, старорежимный (в хорошем смысле этого слова) учитель, про салочки на переменах пишет, какие нахрен салочки! Всем стоять у стенки и тыкаться в мобильник, сама же школа к этому и приручила.

babaykin
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 202 раза

№ 2 Сообщение babaykin » 25 янв 2020 13:32

BadBlock писал(а) ↑ 25 янв 2020 05:00: СЕДЬМОЕ. У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так… Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само-собой. Может быть дело в этих стереотипах сознания?
Дык они же все собираются быть блоггерами, ютуберами и моделями в инстаграме. А квартиру родаки подарят на 18-летие. Учиться? Отстой какой. Хотя, кажется, у подрастающего поколения сейчас отстой переименован в зашквар.

Убунтайкин
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 53 раза

№ 3 Сообщение Убунтайкин » 25 янв 2020 14:06

bebe писал(а) ↑ 25 янв 2020 12:53: Учителя страшно бояться любых травм, потому как неадекватные мамашки бывают, и уголовная ответственность, от того и держат детей в заперти. А ещё, на уроках физкультуры есть учебник! такого в моё время не было, нахрена нужен учебник физкультуры? Они его читают, изучают теорию, вместо того, что бы бегать, прыгать на уроке. Этого я тоже понять не могу. А ещё, на уроке физкультуры по лыжам, первоклашкам не положены лыжные палки! Учителя тоже бояться травм! Запугали всех и учителей, в первую очередь. Просто дичь.
Читал как-то заметки русского учителя про американскую школу: там примерно такая же ситуация. Хорошо бы найти способ заткнуть этих неадекватных мамаш.

comm
Аватара пользователя
Благодарил (а): 25 раз
Поблагодарили: 75 раз

№ 4 Сообщение comm » 26 янв 2020 00:53

bebe писал(а) ↑ 25 янв 2020 12:53: А ещё, на уроке физкультуры по лыжам, первоклашкам не положены лыжные палки! Учителя тоже бояться травм!
Это не поэтому. И в советское время начинали учить ходить на лыжах без палок. Ногами научишься - берешь палки и учишься руками.
С остальным согласен.

bebe
Аватара пользователя
Благодарил (а): 832 раза
Поблагодарили: 940 раз

№ 5 Сообщение bebe » 26 янв 2020 11:18

comm писал(а) ↑ 26 янв 2020 00:53:
bebe писал(а) ↑ 25 янв 2020 12:53: А ещё, на уроке физкультуры по лыжам, первоклашкам не положены лыжные палки! Учителя тоже бояться травм!
Это не поэтому. И в советское время начинали учить ходить на лыжах без палок. Ногами научишься - берешь палки и учишься руками.
С остальным согласен.
Ну не знаю, в спортивной школе олимпийского резерва "Атом", с первых же дней дети с палками катаются, ну наверное у них методика подготовки лыжников какая-то неправильная, а обычной школе виднее как надо детей учить кататься на лыжах :D

comm
Аватара пользователя
Благодарил (а): 25 раз
Поблагодарили: 75 раз

№ 6 Сообщение comm » 27 янв 2020 01:06

bebe писал(а) ↑ 26 янв 2020 11:18: Ну не знаю, в спортивной школе олимпийского резерва "Атом", с первых же дней дети с палками катаются, ну наверное у них методика подготовки лыжников какая-то неправильная, а обычной школе виднее как надо детей учить кататься на лыжах
Меня там так и учили в начале 80-х. Тогда конечно не так громко лыжная секция называлась.
Наверное, есть группы не совсем для начинающих, которые уже стоять умеют на лыжах. Тех, кто вообще не умеет, учили именно так.

Annet
Аватара пользователя
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 8 раз

№ 7 Сообщение Annet » 20 фев 2020 23:11

BadBlock писал(а) ↑ 25 янв 2020 05:00: ВТОРОЕ. Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию.
это отчасти вытекает из пункта 1 и окружения гаджетами. Сейчас намного больше информации вокруг детей, но их мозг не может переварить все, отсюда перегруз нервной системы, отсюда тики, навязчивые движения, рассинхрон. Если нервов хватает, чтоб вести себя нормально, на что-то другое не хватает сил. Ну а вообще время сейчас другое, дети другие, мы другие, глупо сравнивать, во времена нашего детства наверняка тоже минусы находили.
И кстати, если убрать гаджеты, окажется, что ребенок вполне себе и читать, и играть умеет :bud:

Znak

№ 8 Сообщение Znak » 02 мар 2020 22:22

Маленькие дети катаются на лыжах без палок в первую очередь для того, чтобы освоить скользящий шаг. На первых порах палки им мешают это сделать, т.к. они их используют для опоры. Детям важно понять, что на лыжах надо скользить, делая подсед и толчок, а не шагать. И в спортивной школе оооочень большое внимание уделяется работе над техникой именно без палок.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1757 раз
Поблагодарили: 7582 раза
Связаться:

№ 9 Сообщение BadBlock » 05 июл 2021 07:24

Лекс Кравецкий добрался до сабжа, разносит эти "Заметки..." в пух и прах!

https://lex-kravetski.livejournal.com/708074.html

Ответить

Вернуться в «Родительский форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей