Мнение Лавричева О. В., председателя комитета областного Законодательного Собрания по экономике и промышленности,
генерального директора Арзамасского приборостроительного завода по вопросу проведения пенсионной реформы.
Правительство Российской Федерации 14 июня 2018 года одобрило проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", подготовленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года. Необходимость изменений Правительство обосновывает изменившейся социальной и экономической обстановкой. Правительство Российской Федерации при одобрении проекта
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" заявляет о суверенном праве государства на его принятие, тем самым отказывая гражданам в праве на референдум по этому вопросу.
Стоит отметить, что пенсионные деньги, находящиеся на счетах Пенсионного Фонда Российской Федерации и поступающие в него от работодателей и частнопрактикующих работников по сути – это деньги граждан - будущих пенсионеров, перечисленные ранее их работодателями в Пенсионный фонд России (ПФР). Взаимоотношения российских граждан с российским Правительством по поводу такого "публичного договора" показывают, что Правительство в одностороннем порядке изменяет его условия. Государство в лице Правительства, Пенсионного фонда или законодателя не вправе в одностороннем порядке изменить условия формирования пенсионного фонда и распределения собранных денег населения, ибо это нарушает не только "публичный договор", но и конституционные принципы правового государства: справедливости, правомерных ожиданий, доверия государству. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту; установление государственных пенсий и социальных пособий законом (ч.1 и 2 ст. 39). При этом согласно ч.2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Обе статьи (39 и 55) включены в главу 2, которая в силу ст. 135 Конституции РФ не может быть изменена никем, кроме специально созванного Конституционного Собрания. Поскольку федеральный законодатель определил существенное условие для выдачи государственной пенсии – пенсионный возраст для мужчин и женщин установлены и его увеличение явно умаляет прежние права и свободы граждан, то его изменение возможно только в особой конституционной процедуре.
Средняя пенсия в РФ сегодня 14 414 руб., в случае пенсионной реформы она достигнет 20 000 руб. Но суть реформы - не платить 5 лет эту пенсию россиянам (т.е. сэкономить бюджет ПФР). Даже если среднестатистический россиянин доживет до 70 лет, он будет получать эту пенсию с 65 лет, т.е. не более 5 лет. Вывод: чтобы ПФР не обогатился необоснованно, средняя пенсия россиянин должна удвоиться (достигнуть 28 828 руб.), а не увеличиться на 1 тыс. и даже не подняться до 20 тыс. руб. При этом в расчетах за скобками оставлена судьба процентов от "сэкономленных" таким образом денег ПФР. Поздний выход на пенсию увеличит безработицу среди молодежи.
АО "АПЗ" ежегодно принимает на предприятие более 400 молодых специалистов в возрасте до 35 лет, что составляет около 80% от числа всех принимаемых на работу. Средний возраст работников предприятия составляет 41 год, причем более 40% работающих – это молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Увеличение пенсионного возраста приведет к отсутствию рабочих мест для молодых специалистов. Постоянная модернизация, высокоэффективного современного оборудования не способствует созданию дополнительных рабочих мест, а наоборот приводит к их сокращению. Причем, как показывает практика, молодые специалисты, не устроившиеся на работу в течение первых двух лет после окончания учебных заведений, значительно теряют свою востребованность на рынке труда в связи с потерей знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Большинство рабочих мест на промышленных предприятиях требует от работника отличного здоровья. К сожалению, с возрастом у человека неизбежно происходит снижение не только физических возможностей, но и памяти, внимания и других способностей. Квалификация пожилых людей часто отличается от требований рынка. На АО "АПЗ" доля работающих пенсионеров ежегодно составляет около 17%, увольняются с уходом не пенсию около 100 человек, причем, женщины в основном увольняются в возрасте 56-57 лет, мужчины в возрасте 61-62 лет. Ежегодно около 15 человек, не достигшие действующего пенсионного возраста получают инвалидность, причем в последнее время возрастает количество работников с 1 и 2 группами, которые не могут выполнять свои трудовые обязанности, кроме того, ежегодно 15-20 человек, не достигшие пенсионного возраста умирают. На настоящий момент доля нахождения работников пенсионного возраста на листах нетрудоспособности составляет около 50% от общего количества больничных.
Кроме того, очень часто на производственных предприятиях, эффективность и качество работы людей, достигших пенсионного возраста падает с каждым последующим годом. Данная реформа не позволит большей части молодежи трудоустроиться на промышленные предприятия, а значит произойдет явный рост количества фрилансеров, недовольных существующим строем молодых людей, росту оппозиционно-настроенных сил, что в целом может привести к ряду негативных последствий и социальных проблем.
Следует отметить, что географическая привязка и особенности территории при разработке проекта реформы также не учитывались. В общении с избирателями мы будем испытывать большие сложности при разъяснении работающему населению того, что при средней продолжительности жизни мужчин в Нижегородской области 64 года – их пенсионный возраст увеличится до 65.
На сегодняшний день информационного сопровождения в СМИ о необходимости проведения пенсионной реформы явно недостаточно. Тезисы, инфографика, высказывания лидеров общественного мнения не насыщены конкретными цифрами и методологией процесса увеличения пенсионного возраста. Кроме того, в пояснительных программках выявились элементы, которые приводят к различному толкованию цифр, что добавляет возможность оппозиционным силам ссылаться на несовершенство самой реформы. Например, среднее увеличение пенсии на 1000 рублей в месяц. Все будут ждать прибавку в размере 1000 рублей, а на деле оказывается, что это средняя цифра, которая зависит от размера пенсии конкретного человека,следовательно, сама прибавка может быть как 800, так и 1200 рублей.
С целью минимизации возможных рисков и последствий проведения реформы, перед принятием нового закона необходимо провести всесторонний взвешенный анализ предложений, замечаний, пожеланий общественных организаций, различных сообществ, опытных законодателей, работающей категории людей.
Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
в Законодательном Собрании Нижегородской области, член регионального политического совета
Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
О.В. Лавричев.
https://vk.com/wall-108952188_2551?z=ph ... 8_00%2Frev