Децибелы автозвука

17 ноября 2018 г.  |  Мира Майнд

Талантливый саровчанин талантлив во всем. Это утверждение отлично подходит для описания Евгения Афанасьева, наверное, самого выдающегося деятеля нашего города в области автозвука.

Недавно он стал чемпионом России, и по такому случаю мы взяли у него большое и страшно интересное интервью в рамках нашей передачи «Своя среда»:

Для тех, кто не любит смотреть видео, подготовили и текстовую версию интервью:

— Что представляют при слове «автозвук» средние саровчане? Как правило, адски дребезжащие басами машины, которые с очень громкими звуками ездят по главным улицам города и мешают добропорядочным горожанам вести спокойную и размеренную жизнь. В процессе беседы с Евгением Афанасьевым, чемпионом России среди профессионалов по качественному автозвуку, нам удалось выяснить, что это представление является неверным.

— Не неверным, а, скорее, неполным. Дело в том, что автозвук, если очень грубо разделить, представляет из себя как минимум два направления. Один — это, действительно, тот, который подразумевают горожане. Это громкий автозвук, который шумит и мешает окружающим. Однако, наряду с ним есть и другой вариант автозвука. Это так называемый качественный автозвук. Внутри автомобиля он звучит очень хорошо, доставляет удовольствие владельцу. А снаружи такой звук практически не слышен, поэтому многие о нем не знают и ошибочно делают вывод, что весь автозвук — это то, что гремит и грохочет. Я как раз занимаюсь качественным звучанием.

Поводом к тому, чтобы поговорить с Евгением, стал полученный им титул чемпиона России среди профессионалов в качественном звучании. Думаю, в нашем городе не найдется человека, который разбирается в автозвуке лучше.

— Евгений, как вы начали этим заниматься, зачем вам изначально стал нужен хороший звук в машине?

— Дело в том, что я люблю слушать хорошую музыку в хорошем качестве. Когда я приобрел свой автомобиль Audi A3, его штатная система абсолютно не радовала слух, и мне захотелось ее модернизировать. Первые попытки что-то изменить были очень робкими. Система была довольно-таки слабой, если смотреть с высоты моего сегодняшнего опыта. Процесс ее модернизации я описывал в своем бортжурнале на сайте «Drive2». Постепенно из критики и комментариев я делал положительные выводы. Я не обижался на людей, которые говорили, что все сделано неправильно и плохо, а принимал их замечания к сведению. В итоге, общаясь с людьми, а позднее и посещая соревнования, я обрел некоторый опыт, который вылился в сегодняшний результат и чемпионский титул.

— Я вижу в салоне твоей машины колонки, их аж по три с каждой стороны. Почему так много?

— Это многополосная акустическая система. Каждый диапазон в звуке лучше всего удается воспроизводить соответствующим динамиком. Высокочастотнику лучше всего удаются высокие частоты, низкому — низкие, а среднему — средние. Для получения высокого качества необходимо было создать такую систему, в которой каждый динамик играет то, что у него получается лучше всего. Таким образом строится так называемый трехполосный фронт. Для фундаментальности звучания есть еще сабвуфер, расположенный в багажнике. Но из салона мы его как будто бы не слышим. Качественный звук организован таким образом, что создается иллюзия, будто музыка звучит из лобового стекла. Это как раз один из критериев оценки на соревнованиях.

— То есть, твой сабвуфер не вибрирует так, что в автомобиле дребезжат все незакрепленные детали?

— Во-первых, все детали в автомобиле должны быть закреплены, потому что если это не так, что-то все-таки может задребезжать. Во-вторых, в моей машине не такой уровень баса, который мешает людям. Он адекватного уровня, поэтому напрямую в виде дребезжания его не слышно. Зато слышно фундаментальное звучание и низкие частоты в музыке. Но место расположения сабвуфера и его наличие не должны никаким образом выдаваться. Он не должен перекрикивать все остальное.

— Давай теперь изучим содержимое багажника. Здесь есть серебристые ящички. Что это такое?

— Для каждой полосы трехполосного акустического фронта и для сабвуфера есть отдельный усилитель. Эти ящички и есть усилители, всего их четыре. Головное устройство, то есть магнитола, связана с процессором оптоволокном. Соответственно, сигнал идет в цифровом виде. Кроме того, всем этим необходимо управлять. Для контроля над уровнями, фильтрами и задержками на каждый канал существует процессор. У меня это Pioneer DEQ-P90. Процессор позволяет настроить оптимальное звучание для водителя — единственного слушателя, для которого звук можно действительно хорошо настроить. К сожалению, хороший автозвук исключает одинаково качественное звучание для всех людей в салоне. Можно сделать среднее качество для всех, однако по-настоящему крутой звук реально настроить только для одной точки в салоне. Это водительское место.

— Я правильно поняла, что пассажиры сбоку и сзади не услышат музыку в той полноте, в которой ее слышит водитель? Как же так, почему о пассажирах никто не позаботился?

— Это следствие не эгоизма, а просто законов физики. Важно, чтобы звук из всех динамиков приходил к слушателю одновременно. От каждого динамика до водителя есть определенное расстояние, и все эти расстояния разные. Этот параметр учитывается при настройке. Соответственно, для любой другой точки в салоне будет другой набор расстояний. Можно сделать более-менее внятное звучание для всех, но настройка под водителя даст лучшее качество. На соревнованиях, в которых я участвую, оценивается звучание только с водительского места. Кроме того, система все равно дает качественный звук, пассажиры его слышат, хоть и не во всей полноте, и обычно не жалуются. Просто водителю еще лучше.

— Думаю, наших читателей наверняка заинтересует вопрос о том, насколько это дорогое хобби. Сколько стоит сейчас заниматься этим видом автозвука, Евгений?

— Конечно, это довольно дорого. Однако, начать надо с того, что от цены системы качество звучания растет нелинейно. То есть, система, которая вдвое дороже, например, моей, будет звучать лишь немного лучше. Прирост качества очень незначительный. Вообще, адекватного качества звучания можно достичь при весьма скромном бюджете. В моей системе, например, для экономии средств были использованы закупки с барахолок. Все, кроме акустики, то есть, усилители, магнитола, процессор и прочие мелочи, у меня подержанные. Удалось купить это все вдвое, втрое, а то и впятеро дешевле, чем если бы я брал новое. Если бы я пренебрег вторичным рынком, такого результата достичь бы не удалось.

— Кстати, совет для читателей. Заходите почаще в раздел «Барахолка» на сайте и в газете «Колючий Саров». Там много интересного можно отыскать, в том числе и для автозвука. А теперь пришло время проверить ваше легендарное звучание на себе, Евгений. Пустите на водительское место?

— Конечно, пущу. Однако, стоит отметить, что никакая запись не передаст это звучание. Так что, если хотите услышать автозвук во всей его полноте, стоит при возможности посетить соревнования лично. Послушать музыку после окончания судейства участники дадут обязательно, это оговорено в правилах. Вам не откажут. Это одна из главных причин того, почему стоит посещать соревнования. Просто ходите, слушайте, набирайтесь опыта и принимайте для себя решение, какую систему строить у себя и на каких компонентах.

Я на самом деле немножко аудиофил. К качеству музыки отношусь достаточно придирчиво, и, несмотря на это, то, что я услышала в машине Евгения, производит впечатление. Мне кажется, что на этой системе лучше всего слушать именно тяжелую музыку. Мы выбрали Rammstein. Очень мощный звук, при этом все инструменты отчетливо слышно в отдельности. В общем, это было круто!

10 Поделиться: