Саровский литературный десант

19 октября 2020 г.  |   Мария Затонская

Две собаки, вцепившись в голубиные крылья, будто в упряжке, тащат пленённую птицу за угол.

Лица тех, кто только что радостно улыбался, позируя для общей фотографии, вытягиваются. «Ничего, сейчас ещё разок», — деловито направляет на них свой аппарат фотограф.

1_G_j7FJZo0TE.jpg

Это мы в городе Правдинск Калининградской области. Саровский литературный десант высадился здесь для участия в Международном конкурсе-фестивале «Русский Гофман». Саровчане-писатели Елена Березина-Трусова, Татьяна Криницкая, Александр Ломтев, Александр Конопкин и Мария Затонская — члены саровского литобъединения «Радуга».

— «Радуга» ведёт активную литературную деятельность не только внутри города, но и за его пределами, — рассказывает саровский писатель, член Союза писателей России Александр Ломтев. — Мы встречаемся с другими литобъединениями, проводим видеомосты. Саровские писатели очень хорошо печатаются: толстые литературные журналы и альманахи, в том числе, международные. Благодаря нашей масштабной работе и тому, что мы делаем качественную литературу, нас замечают и приглашают на мероприятия. От Союза писателей я объездил всю европейскую часть России.

На этот юбилейный, пятый, «Русский Гофман» Ломтев, Березина и Криницкая приехали в качестве членов жюри. В этом году свои произведения прислали более 800 участников в четырёх номинациях: публицистика, проза, сказочная проза и поэзия. Работы было много, сроки сжатые, сотрудничали успешно с членами жюри из других городов — например, с главным редактором журнала «Нева» Натальей Гранцевой, главным редактором «Литературной газеты» Максимом Замшевым, а также с питерским поэтом Владимиром Шемшученко.

— Я в жюри «Русского Гофмана» с самого его открытия, — продолжает А. А. Ломтев. — Мы так тесно и успешно взаимодействуем, что можно сказать, что Саров и Калининград стали литературными побратимами.

1_pVN_66vlUio.jpg

Кроме литературных чтений, презентаций книг, лекций и мастер-классов, были и путешествия по области, экскурсии в старинные замки. И всё мне казалось, что каждый камушек на брусчатке, каждое окошко отреставрированного европейского домика, каждое свежеподстриженное деревце зовёт своих бывших хозяев… Тех, кто столько веков создавал эту культуру и вынужден был убраться отсюда со своими пожитками. Тех, кто уже никогда не вернётся.

0x1TW6KPcho.jpg

Со шпиля кирхи, на которую мы забрались, видно, как убран провинциальный городок Багратионовск, как прямы и перпендикулярны его улочки, как ярко и гордо выкрашены дома. Нет, это не Россия, здесь иной воздух, иные мысли — всё иначе. Хоть и в маленькой кафешке, увешанной картинами Бородинского сражения и фотографиями Наполеона, русская официантка классически сморщилась и огрызнулась на просьбу принести кофе побыстрее — всё вокруг молчало о чём-то важном и невозвратимом.

— Всё-таки мне здесь хорошо, — признаётся председатель саровского литобъединения «Радуга» поэт Александр Конопкин. — Главное-то что? Конечно, люди. И русская литература — это тоже люди. Близкие по духу. И ещё приятно, что наши земляки — саровчане! — считаются сильными литераторами. Этим можно и нужно гордиться.

— Мы помогаем строительству современной русской литературы, — делится Александр Ломтев. — И, конечно, это работает на имидж Сарова. Литературный Саров в России сейчас знают хорошо.

К примеру, саровского поэта Геннадия Ёмкина читают и любят далеко за пределами города. Вот одно из его стихотворений:

***
Дай мне, Господи, Слово
Всех времён и сторон,
Что ложится в основу,
Словно в колокол звон.
Сокровенным помилуй
Из Небесной Горсти —
Дай мне, Господи, силу —
В Слове силу нести.
Чтобы, слыша то Слово,
Зашептались века:
— Слышишь, брат, из какого
Донеслось далека…

По мнению Александра Ломтева, чтобы творить, нужен, во-первых, талант, который является результатом совмещения врождённых способностей и большого труда. И, во-вторых, честность: «Будешь честным — будет получаться. Если начнёшь выдумывать, обманывать читателя, даже не намеренно, — ничего не выйдет». А читателю, чтобы понять, какая перед ним литература — нужен вкус.
— Вкус формируется чтением признанной классики, — отмечает Ломтев.

Как после спелого сочного яблока — неприятно вкушать кислое и незрелое, так и после знакомства с великими произведениями рождается отвращение к пошлому массовому чтиву. И это важно. Это наша культура.

2 Поделиться: