Селигер-2009: православная смена

19 августа 2009 г.

С 25 июля по 3 августа на озере Селигер в рамках одноименного Всероссийского молодежного форума прошла смена «Православие». В ней приняли участие около полутора тысяч участников из 40 регионов России, студентов светских вузов и духовных учебных заведений. Всего в селигерском лагере в этот момент было около семи тысяч молодых людей. На православную смену прибыли два десятка священников, в том числе известные миссионеры — иеромонах Димитрий (Першин), протоиерей Виктор Горбач, священник Даниил Сысоев и другие.

Программа смены предусматривала прежде всего не отдых и развлечения, на обучение молодых людей по восьми направлениям: от православной миссии до технологий «православного блоггерства». Усвоенные навыки, по мысли организаторов, участники смены будут потом успешно применять в своих регионах. Для участников были приготовлены обширные культурные и экскурсионные программы.

Духовным стержнем смены стали богослужения, общая молитва, ежедневная исповедь. Миссионерскую литургию с подробным разъяснением происходящего во время службы совершил при открытии смены глава Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. В последующие дни такие литургии совершались в лагере еще дважды.

По приглашению организаторов Всероссийского молодежного лагеря в работе православной смены принял участие советник при дирекции ВНИИЭФ, член Общественной палаты Р. Ф. Дмитрий Сладков. Он прочитал лекцию на тему «Ядерное оружие и ядерные технологии глазами православного человека», консультировал проекты молодых участников лагеря, участвовал в круглых столах экспертов по молодежной политике и телепередаче собственной студии лагеря. Мы попросили Дмитрия Владимировича поделиться своими впечатлениями.

— С приглашением на «Селигер-2009» ко мне обратился член Общественной палаты РФ, лидер православного крыла движения «Наши» Борис Якеменко. Значительная часть молодых людей, прибывших на смену «Православие», представляли собой команды, сформированные непосредственно епархиями и различными православными общественными движениями. Были очень сплоченные молодежные компании, одна из таких сложилась вокруг редакции православного журнала «Наследник» и его главного редактора священника Максима Первозванского. Или, скажем, замечательный человек, ректор Саранского духовного училища протоиерей Александр Пелин привез с собой команду православных реконструкторов (это люди, занимающиеся воссозданием прошедших исторических периодов). На многих произвела впечатление команда юных православных анимешников (аниме — японские мультфильмы, сделанные в определенной стилистике), которые выступили на форуме со своими работами на православную тему.

На Селигере я воочию увидел простую вещь, о которой давно размышляю. В России, как мне кажется, нет перспективы строить отдельную «православную сферу общественной активности». Думаю, что и на этом форуме магистральный путь православной молодежи — присутствовать в тусовке, осваивать все новые, привлекательные, модные тенденции, методики, форматы, разумеется, решительно отбрасывая то, что без сомнения следует считать, говоря традиционным языком, «богомерзким». Все остальное подлежит освоению и применению. В молодежной сфере необходимо не столько проповедовать Христову веру, сколько свидетельствовать о ней.

— В каком смысле?

— Просто быть собой. Быть со Христом и не прятаться от людей. На мой взгляд, сегодня у православной Церкви одна из самых важных задач — идти к молодежи. Нецерковная молодежь, как ты понимаешь, нередко считает, что православие — это древняя история, лапти-онучи, необразованные старушки. Когда же ребята видят своих верующих сверстников, которые учатся и в светских вузах, и в духовных, общительных, живущих полной жизнью, пользующихся интернетом, которые смотрят и делают аниме, не гнушаются неверующих друзей, то это наглядная проповедь. Фактически это миссионерство личным примером.

И для православной молодежи общение с ровесниками, которые далеки от Церкви и далеко не всегда благожелательно воспринимают верующих, полезно. Это своеобразная «заточка», испытание на прочность. И для них, и для священников, которые приехали на «Селигер-2009», это было испытанием, но, по-моему, весьма позитивным. Это же работа в сложной реальной среде, со своими искушениями, с необходимостью искать пути к живым и конкретным молодым людям. И живое отношение имело живой отклик. Исповеди на Селигере длились до глубокой ночи. Многие из молодых впервые исповедовались. Несколько десятков человек крестились, одна пара обвенчалась.

— Как была воспринята ваша лекция «"Ядерное оружие и ядерные технологии глазами православного человека»?

— Пришло около трехсот человек. В расписании на лекцию был отведен час, но по его завершении слушатели не уходили. Через полтора часа в аудиторию пришел следующий лектор и его слушатели, так что мы с ребятами просто вышли из шатра, сели на берегу озера и продолжили наше общение еще часа на полтора.

Если говорить про всех наших детей, которых я там видел, в целом они мне очень понравились. Нравственные болезни нашей молодежи очевидны. Но очевидно и то, что нравственно здоровых, внятных, деятельных молодых людей, любящих Россию и хорошо понимающих происходящее, немало. Это дает надежду.

Важно, что лагерь на Селигере не имеет ничего общего с памятными моему поколению пионерскими лагерями. Здесь нет строгого режима с обязательным тихим часом. Живут в палатках, готовят на кострах. Каждый сам себе устанавливает режим, на лекции никто никого за шкирку не приводит, это вполне добровольное дело. Единственные ограничения, которые на Селигере строго соблюдаются, это «сухой закон» и полная тишина после отбоя.

Ребята учатся: аудитории набиты, за лекторами — известными и интересными людьми — ходят по пятам, общение происходит на равных. После моей лекции я до конца моего четырехдневного пребывания отвечал на вопросы, обсуждал с участниками их проекты. Конечно, многие из этих проектов наивны и просто слабы, но есть действительно интересные идеи. Главное — в основе всего, что мне удалось увидеть, лежит благое намерение, желание сделать хорошее не для себя лично, а для людей, для Отечества.

— Вернемся к вашей лекции. О чем же шел разговор?

— Это не было классической лекцией, где лектор заранее все знает. Мне удалось задать ребятам достаточно острые вопросы, а потом мы с ними вместе искали ответы. Я рассказывал об исторической роли ядерного оружия, о его необходимости для России. Мы говорили о нравственных проблемах, связанных с оружием как таковым, с развитием науки и техники, с войнами будущего. Коснулись и проблемы научно-технического творчества, проанализировали коллизию, связанную с возможностью творчества в условиях, когда Творец и Создатель у мира один. Говорили и об ответственности инженеров и ученых за то новое, часто непредвиденное, что они приносят в мир. Мне было важно донести до слушателей и то, что среди инженеров и ученых много глубоко верующих людей, что наука и вера в Бога не противоречат друг другу и органично сочетаются в конкретной личности.

По мнению Дмитрия Сладкова, селигерский форум — затея полезная и своевременная, а проблемы, которых в таком большом деле, естественно, немало, преодолимы.

В последний день православной смены состоялось общее собрание руководителей делегаций, образовательных направлений и актива православной смены. Они расценили проведение православных смен как «интересную попытку сотрудничества государства и Церкви в деле воспитания молодого поколения», при этом обратили особое внимание на то, что участники смены — это не набранная за деньги массовка, а укорененная в жизни Церкви молодежь.

Собравшиеся подвели итоги работы. Православные делегации подписали с общественными и политическими деятелями, представителями бизнес-кругов 113 соглашений о поддержке проектов, предлагаемых участниками православной смены, передали на экспертизу 150 проектов. Было принято решение о создании крупной молодежной православной общественной организации, которая объединит различные движения, откроет филиалы в российских городах. Постоянной базой Селигерского православного молодежного движения в Москве станет храм свт. Григория Неокесарийского на Полянке.

Елена Трусова, фото Дмитрия Сладкова

Поделиться: